Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

 
» » Средний интеллект между психоаналитической кушеткой и нарами. Лекция Александра Пятигорского "Мифология и сознание современного человека"

Средний интеллект между психоаналитической кушеткой и нарами. Лекция Александра Пятигорского "Мифология и сознание современного человека"

  • Закладки: 
  • Просмотров: 560
  • печатать
  •  
    • 0

Коллаж фото Н.Четвериковой (2006).


Лекцию «Мифология и сознание современного человека» философ и буддолог А.М. Пятигорский прочитал в рамках проекта «Публичные лекции «Полит.ру» почти ровно 10 лет назад в литературном кафе-клубе Bilingua, 21 февраля 2006 г. Это замечательное учреждение с книжным магазинчиком, просуществовав 10 лет в Кривоколенном переулке, закрылось в 2013 г., как предполагают, не потянув новых московских правил «игры в недвижимость». Само лектора не стало в 2009 г.

Миф – и порождение человеческого мышления, порой гениальное, и величайшая западня, попадание в которую может оказаться для него необратимостью. В том числе – для мышления, которое занято исследованием, анализом мифов. Миф – как культурный феномен - обезопасил себя от критики уже тем, что к нему неприложимы критерии истины и лжи. По крайней мере, в том виде, в каком они прописаны в учебно-справочной литературе по формальной логике. Про миф не спрашивают: не выдумка ли это, где доказательства, откуда взялось? Мифом и по мифам живут – тысячелетиями. Неудивительно, что миф легко и незаметно приживается на территории политики, экономики, науки. Клод Леви-Стросс однажды заметил: Фрейд не просто истолковал с позиций психоанализа миф об Эдипе, но в своем толковании представил еще одну версию этого мифа. А раньше Клод Леви-Брюль писал, что мифологический пласт, пусть снятый, пусть остаточный, присутствует и, при определенных условиях, может быть активирован в каждом современном сознании.

Только в рефлексии – исследовании оснований собственного мышления, исторических источников происхождения его понятий, логики его генеза, может быть обнаружен скрытый мифологический «мотив» («мотив» - во всех смыслах) человеческой мысли. По той простой причине, что миф – первая в исторической практике форма организации человеческого самосознания, способная, тем не менее, определять образ миропорядка. Порой эффективнее, чем та же наука, как бы ни оценивать этот эффект.

Отношения Пятигорского к Марксу, Фрейду, Выготскому, Дерриде и др. не комментирую. Могу сказать лишь одно: все они были не безразличны для его рефлексии, иначе бы, не было бы и «отношения»… Читая другую лекцию в том же 2006 г., он оправдывался: ругаю, кого, люблю. Да что уж там – ругаю: бью! Язык этого добрейшего, душевнейшего, обаятельнейшего человека сражал наповал, не выбирая жертвы. Достаточно, чтобы с ней был связан какой-нибудь штамп, который впечатывался в массу сознаний, с разменом элементарной критичности на абсолютную самонадеянность персонального носителя. Даже если жертва целиком не несла за это ответственности. Но ведь Пятигорский не признавал никакой другой ответственности, кроме индивидуальной.

Александра Моисеевича, студенческого друга моих учителей, тоже почитаю своим наставником (моя мини-лекция о нем). Почитаю и не могу согласиться со многими его оценками. А он никогда никого и не учил мыслить с собой в одном направлении, более того, категорически не принимал такого мышления, которое, собственно, и мышлением уже перестало быть. Вот и я продолжаю поныне учиться у него другому: чистке мыслей от мифологизированных, конечно же, в первую очередь, мной самим - по недомыслию - штампов. Чтобы мыслить в других направлениях, не исключая пересечений и даже совпадений с его (зарок «не пересекаться» - тоже чванливый миф). …Нет, философ Пятигорский был не просто еще и буддологом в придачу. Он был Мастером. А у дзеновского мастера имелась толстенная книга, чтобы при малейших признаках уверенности ученика в абсолютном знании со всей силы ударить ему по голове. Бывало, помогало, если иные инструменты просветления не срабатывали.

Александра Моисеевича нет, а книга (книги, в том числе, его) у меня всегда под рукой.

Владимир Кудрявцев




Стенограмма лекции и обсуждения
Аудио


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Сила - в свободе. Лекция А.М.Пятигорского в Московской международной киношколе
15-01-2016
Сила - в свободе.

Свобода и творчество - разные «фокусы жизни», их
Позиция мифа в культуре будет усиливаться?
17-05-2015
Позиция мифа в

Миф - это замена самосознания человека, которому
Человеческое в человеке - 100 мини-лекций Владимира Кудрявцева. 2. Вольфганг Келер и своеобразие человеческого мышления
05-07-2014
Человеческое в

Исследуя интеллект шимпанзе, Келер пытался
Рабочая программа визита В.Т.Кудрявцева в Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева (Астана, Казахстан, 12 - 17июня 2006 г.)
09-06-2006
Рабочая программа

Психология и мифология о развитии человека
06-11-2004
Психология и

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Октябрь 2017 (40)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Июнь 2017 (60)
Май 2017 (45)
У нас
  • Популярное
  • Мимо главной
Облако тегов
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх