"Проблема стимуляции процесса достижения индивидом высших уровней своего развития не только должна быть включена в контекст теории общего развития, но и в равной мере затрагивать интересы всего общества... Вместе с тем, для достижения некоторого уровня развития, который существенно превышает средний, требуется понимание и решение специфических проблем, необходимо также соответствующее материальное обеспечение, педагогическая и эмоциональная поддержка. К сожалению, признание этих требований и их реализация на практике в меньшей степени зависят от наличных возможностей, чем от политических и социальных факторов. Там, где ресурсы достаточно ограничены, нередко возникает вопрос, могут ли отдельные индивиды достигать высокого уровня развития, не ограничивая при этом в развитии остальных. В некоторых странах, таких как Швеция или Дания, считается неприемлемым как констатировать наличие исключительного потенциала, так и обеспечивать его развитие. В то же время в других странах, в частности в Китае или в бывшем Советском Союзе, акцент в образовании делается на стимуляцию процесса развития исключительных способностей. Эта задача в значительной мере решается при помощи специальных школ, которые выпустили из своих стен множество лиц, добившихся выдающихся результатов в спорте и математике. На Западе страх перед элитарностью препятствовал подготовке таких специалистов".
В Форуме (тема "Библиотека новейших исследований") в виде файла размещена статья Дж.Фримен "Обзор современных представлений о развитии способностей".
Данный обзор лишний раз убеждает в том, современностью для "современных представлений о развитии способностей" является в лучшем случае первая половина XX века. Разумеется, это нельзя рассматривать как упрек в адрес автора обзора Джоан Фримен, которая выполнила свою работу абсолютно непредвзято и честно.