Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Ректор РГГУ Евгений Ивахненко: Задача преподавателя - передать эстафету определенного типа интеллектуального возбуждения

Ректор РГГУ Евгений Ивахненко: Задача преподавателя - передать эстафету определенного типа интеллектуального возбуждения

  • Закладки: 
  • Просмотров: 900
  •  
    • 0


15.04.2016

Какую роль должен выполнять гуманитарный вуз в цифровую эпоху и что нужно сделать, чтобы в России появился свой MIT Media Lab? Edutainme поговорили с новым ректором Российского государственного гуманитарного университета Евгением Ивахненко. Кстати, Евгений Ивахненко является участником Московского международного салона образования.

Как меняется гуманитарное образование в цифровую эпоху?

Цифровая эпоха породила эффект аутопоэзиса: система начинает сама себя усложнять и втягивать человека. Человек не управляет цифровыми или техно-социальными системами, не имеет о них глубокого представления и не до конца разбирается в последствиях. Двадцать лет назад никто не предполагал, чем может обернуться простая электронная почта. Цифровая эпоха делает непредсказуемыми многие взаимодействия и тем самым влияет на человека. Наш ценностный мир, который тысячелетиями мог удерживаться в каких-то рамках, деформируется.

Гуманитарное образование должно играть в этом этическую роль?

Дело гуманитарного вуза – отвечать на вызовы современности. Во-первых, нужно учить иностранные языки. Во-вторых, понимать, что выпускник вуза не просто получает диплом и идет на работу, а попадает в конкурентную среду. Его подготовка, навыки работы с компьютерами, различными системами – всё это является условием конкурентоспособности, будь он филолог или философ. Гуманитарий – это не человек, красиво рассуждающий о каких-то темах, а человек, который может сесть за рабочий стол, найти нужную информацию в огромном море и преломить ее в гуманитарном русле.

Очень опасно оставаться в сфере узкопрофессионального кретинизма. Как Хайдеггер говорил в 1930-х годах: когда мы работаем с молотом, мы все больше и больше вдаемся в существо молота и все больше и больше покидаем существо человеческого в себе. Гуманитарию, не владеющему цифровыми методами, можно предъявить те же обвинения. Ему нужно развивать способность привыкать к инновациям, быстро схватывать их существо, но при этом не утрачивать критического мышления, которое позволяет осмыслять каждый акт вхождения в зону взаимодействия с цифровым миром. Динамика современной жизни в сочетании с глубоким знанием предмета и способностью выйти за узкие горизонты своей функциональности – вот, что несет гуманитарий. Преподаватель не просто говорит, какие книги читать, он передает эстафету определенного типа интеллектуального возбуждения. Когда студент слушает, он усваивает эту способность к инновации, к поисковому мышлению.

При этом в России гуманитарные проекты часто делают люди, которым никто в вузе не рассказывал, как работать с цифровой средой. Разрыв в том, что преподаватели глубоко погружены в Гоголя и Мандельштама, а больше их ничего не интересует?

Конечно, молодые люди располагают большей информацией, более выраженной интеллектуальной реакцией на новые подходы и чаще способны на такое творчество. Но, помимо возраста, есть межпоколенческий разрыв, и цифровая эпоха очень четко его обозначила. Есть сотрудники пенсионного возраста, которые могут что-то написать, пользуясь компьютером, но не способны, например, быстро найти информацию в сети. У людей была другая жизнь, а на эти рельсы они не перешли.

А что с ними делать? Это проблема и вузов, и школ, она везде.

В нашем вузе такая проблема не очерчена четко, но я знаю, что она есть. Я и сам отстраняюсь от некоторых вещей, в силу особенностей моей работы, но когда-то даже писал программы на Basic, Fortran, Algol, Pascal… По первому образованию я инженер-энергетик, а второе образование – философское. И только во второй половине жизни я стал ощущать, насколько важно было то техническое образование.

Необходимо создавать коммуникационные площадки между разными людьми, и гуманитариями, и IT-специалистами. Нужно строить программы подготовки так, чтобы знаниями могли делиться самые продвинутые специалисты из разных областей.

Есть MIT Media Lab, который занимается невероятными проектами на грани гуманитарного и технического. Может ли у нас быть такое? Могут ли появиться более технологичные программы в РГГУ, например, связанные с интерфейсами?

В РГГУ, конечно же, мощная гуманитаристика, но мы хотим создать более серьезную IT-базу. Есть проблемы, и об этом нужно сказать. База слабая – для этого нужны средства, деньги. Дети могут прийти в вуз из школы или какого-то кружка, где было более продвинутое оборудование… Я это вижу как глубочайшую проблему. Если цифра отстает, то и гуманитаристика будет становиться все более провинциальной. Нельзя продвинуться в международное цифровое пространство с хорошими предложениями и интересными гуманитарными идеями без этой включенности, без динамики.

Нужно поддерживать и студенческие предприятия. Конечно, до Стэнфорда нам далеко, но мы понимаем, что интересные инновации могут нести вполне конкретное финансовое содержание. Эта тема у нас вообще, признаться, не поднята. Я думаю, что это может вырасти из сотрудничества, скажем, с Физтехом. Мой помощник Дмитрий Орлов закончил МИФИ, потом защитил кандидатскую диссертацию по философии, а сейчас работает в составе группы по гранту, по IT-технологиям. И вот это как раз есть такой микровариант будущего макросотрудничества.

Понятно, что один гуманитарный вуз, да еще с такой слабой IT-базой, не может вытянуть серьезные стартапы, а их должно быть много. Вероятно, одним из решений является сотрудничество вузов на уровне грантов. Например, у нас разрабатывается проект «Образовательная траектория»: что-то вроде портфолио, по которому видно, как ребенок чуть ли не с детского сада решает образовательные задачи. У нас часто считают, что только высшее образование должно стать условием успеха в трудовой жизни. Ничего подобного! Современное образование – это также дополнительные курсы, неформальное образование, переподготовка и т.д. Работодатель и работник проще могут найти друг друга.

И работодатель, и университет, который принимает школьника.

И не только школьника, но и взрослого человека. Технологии помогают анализировать траекторию со всех сторон, стимулировать интерес человека к своему успеху и образованию. Такой проект требует включения серьезных ресурсов, не только РГГУ.

Отчасти это уже сделано: например, сейчас тестируется система «Контингент регион», охватывающая период от детского сада до конца школы. Но для вузов и дальше ничего подобного пока нет.

Да, эти дорожки есть, но они короткие. А надо создать общую систему, конечно, частично закрытую. В этом и сложность – определить, какие из своих достоинств человек хочет открыть, чем может заинтересоваться работодатель. Портфолио дает более четкое представление о том, чем располагает этот человек, что он может, о чем его диссертация… да даже, может быть, школьные сочинения. Это очень важно! Я, допустим, с интересом прочитал бы школьные сочинения своих сотрудников. И тогда многое станет понятно.

Наталья Чеботарь

www.edutainme.ru



Евгений Ивахненко о будущем РГГУ.
Источник: YouTube телеканала "Просвещение".




  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
Апрель 2018 (40)
Март 2018 (53)
Февраль 2018 (41)
Январь 2018 (41)
Декабрь 2017 (73)
Ноябрь 2017 (51)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх