Ректор РГГУ Евгений Ивахненко: Задача преподавателя - передать эстафету определенного типа интеллектуального возбуждения
Закладки:
Просмотров: 1 559
0
15.04.2016
Какую роль должен выполнять гуманитарный вуз в цифровую эпоху и что нужно сделать, чтобы в России появился свой MIT Media Lab? Edutainme поговорили с новым ректором Российского государственного гуманитарного университета Евгением Ивахненко. Кстати, Евгений Ивахненко является участником Московского международного салона образования.
Как меняется гуманитарное образование в цифровую эпоху?
Цифровая эпоха породила эффект аутопоэзиса: система начинает сама себя усложнять и втягивать человека. Человек не управляет цифровыми или техно-социальными системами, не имеет о них глубокого представления и не до конца разбирается в последствиях. Двадцать лет назад никто не предполагал, чем может обернуться простая электронная почта. Цифровая эпоха делает непредсказуемыми многие взаимодействия и тем самым влияет на человека. Наш ценностный мир, который тысячелетиями мог удерживаться в каких-то рамках, деформируется.
Гуманитарное образование должно играть в этом этическую роль?
Дело гуманитарного вуза – отвечать на вызовы современности. Во-первых, нужно учить иностранные языки. Во-вторых, понимать, что выпускник вуза не просто получает диплом и идет на работу, а попадает в конкурентную среду. Его подготовка, навыки работы с компьютерами, различными системами – всё это является условием конкурентоспособности, будь он филолог или философ. Гуманитарий – это не человек, красиво рассуждающий о каких-то темах, а человек, который может сесть за рабочий стол, найти нужную информацию в огромном море и преломить ее в гуманитарном русле.
Очень опасно оставаться в сфере узкопрофессионального кретинизма. Как Хайдеггер говорил в 1930-х годах: когда мы работаем с молотом, мы все больше и больше вдаемся в существо молота и все больше и больше покидаем существо человеческого в себе. Гуманитарию, не владеющему цифровыми методами, можно предъявить те же обвинения. Ему нужно развивать способность привыкать к инновациям, быстро схватывать их существо, но при этом не утрачивать критического мышления, которое позволяет осмыслять каждый акт вхождения в зону взаимодействия с цифровым миром. Динамика современной жизни в сочетании с глубоким знанием предмета и способностью выйти за узкие горизонты своей функциональности – вот, что несет гуманитарий. Преподаватель не просто говорит, какие книги читать, он передает эстафету определенного типа интеллектуального возбуждения. Когда студент слушает, он усваивает эту способность к инновации, к поисковому мышлению.
При этом в России гуманитарные проекты часто делают люди, которым никто в вузе не рассказывал, как работать с цифровой средой. Разрыв в том, что преподаватели глубоко погружены в Гоголя и Мандельштама, а больше их ничего не интересует?
Конечно, молодые люди располагают большей информацией, более выраженной интеллектуальной реакцией на новые подходы и чаще способны на такое творчество. Но, помимо возраста, есть межпоколенческий разрыв, и цифровая эпоха очень четко его обозначила. Есть сотрудники пенсионного возраста, которые могут что-то написать, пользуясь компьютером, но не способны, например, быстро найти информацию в сети. У людей была другая жизнь, а на эти рельсы они не перешли.
А что с ними делать? Это проблема и вузов, и школ, она везде.
В нашем вузе такая проблема не очерчена четко, но я знаю, что она есть. Я и сам отстраняюсь от некоторых вещей, в силу особенностей моей работы, но когда-то даже писал программы на Basic, Fortran, Algol, Pascal… По первому образованию я инженер-энергетик, а второе образование – философское. И только во второй половине жизни я стал ощущать, насколько важно было то техническое образование.
Необходимо создавать коммуникационные площадки между разными людьми, и гуманитариями, и IT-специалистами. Нужно строить программы подготовки так, чтобы знаниями могли делиться самые продвинутые специалисты из разных областей.
Есть MIT Media Lab, который занимается невероятными проектами на грани гуманитарного и технического. Может ли у нас быть такое? Могут ли появиться более технологичные программы в РГГУ, например, связанные с интерфейсами?
В РГГУ, конечно же, мощная гуманитаристика, но мы хотим создать более серьезную IT-базу. Есть проблемы, и об этом нужно сказать. База слабая – для этого нужны средства, деньги. Дети могут прийти в вуз из школы или какого-то кружка, где было более продвинутое оборудование… Я это вижу как глубочайшую проблему. Если цифра отстает, то и гуманитаристика будет становиться все более провинциальной. Нельзя продвинуться в международное цифровое пространство с хорошими предложениями и интересными гуманитарными идеями без этой включенности, без динамики.
Нужно поддерживать и студенческие предприятия. Конечно, до Стэнфорда нам далеко, но мы понимаем, что интересные инновации могут нести вполне конкретное финансовое содержание. Эта тема у нас вообще, признаться, не поднята. Я думаю, что это может вырасти из сотрудничества, скажем, с Физтехом. Мой помощник Дмитрий Орлов закончил МИФИ, потом защитил кандидатскую диссертацию по философии, а сейчас работает в составе группы по гранту, по IT-технологиям. И вот это как раз есть такой микровариант будущего макросотрудничества.
Понятно, что один гуманитарный вуз, да еще с такой слабой IT-базой, не может вытянуть серьезные стартапы, а их должно быть много. Вероятно, одним из решений является сотрудничество вузов на уровне грантов. Например, у нас разрабатывается проект «Образовательная траектория»: что-то вроде портфолио, по которому видно, как ребенок чуть ли не с детского сада решает образовательные задачи. У нас часто считают, что только высшее образование должно стать условием успеха в трудовой жизни. Ничего подобного! Современное образование – это также дополнительные курсы, неформальное образование, переподготовка и т.д. Работодатель и работник проще могут найти друг друга.
И работодатель, и университет, который принимает школьника.
И не только школьника, но и взрослого человека. Технологии помогают анализировать траекторию со всех сторон, стимулировать интерес человека к своему успеху и образованию. Такой проект требует включения серьезных ресурсов, не только РГГУ.
Отчасти это уже сделано: например, сейчас тестируется система «Контингент регион», охватывающая период от детского сада до конца школы. Но для вузов и дальше ничего подобного пока нет.
Да, эти дорожки есть, но они короткие. А надо создать общую систему, конечно, частично закрытую. В этом и сложность – определить, какие из своих достоинств человек хочет открыть, чем может заинтересоваться работодатель. Портфолио дает более четкое представление о том, чем располагает этот человек, что он может, о чем его диссертация… да даже, может быть, школьные сочинения. Это очень важно! Я, допустим, с интересом прочитал бы школьные сочинения своих сотрудников. И тогда многое станет понятно.