Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Панельная дискуссия «Психология хаоса, школа неопределенности»

Панельная дискуссия «Психология хаоса, школа неопределенности»

  • Закладки: 
  • Просмотров: 550
  •  
    • 0
Панельная дискуссия «Психология хаоса, школа неопределенности»


16 апреля 2016 года в Москве в рамках Межрегиональной конференции «Эврика-Авангард '2016» состоялась панельная дискуссия «Психология хаоса, школа неопределенности». Модератор: Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика».

Открывая дискуссию, Александр Адамский обозначил основные темы обсуждения: «Мы исходим из того, что ключевой характеристикой современной действительности является неопределенность. В этом смысле задача школы становится практически невыполнимой, потому что неясно, к чему готовить. Нужно иначе оформлять задачу школы. Освоение алгоритмов, которые себя оправдали, не приводит к успешной социализации, задача в том, чтобы готовить ребенка к неизвестной ситуации».

Александр Асмолов, директор ФИРО, академик РАО, заметил, что в истории культуры есть определенные группы и люди, имеющие много названий, но в культуре их называют «возмутители спокойствия». Приведу несколько событий, которые раньше мало попадали в сферу внимания. В 1986 году один из лидеров международного союза математиков в своем выступлении отметил следующее: «В течение трех веков мы пребывали в заблуждении апологии детерминизма, основанной на системе Ньютона, но с 1960 года мы можем считать доказанным, что этот детерминизм ошибочен». А теперь представьте, что к нам с таким же заявлением обращается один из классиков педагогики: «В течение 400 лет образование вводилось в заблуждение системой Яна Амоса Коменского, поэтому я приношу вам свои извинения». Система Коменского была достаточной для своего времени, создана по образу и подобию средневековой фабрики, где готовят модель среднего ученика. В этой технологии трансляция знаний ощущается через монолог. И этот монолог носит характер авторитарной коммуникации: один все знает, другие – внемлют. Такова дидактическая машина, предложенная Коменским. Но мир изменился.

В этом году исполняется 120 лет трем выдающимся людям – Льву Выготскому, Жану Пиаже, Николаю Бернштейну, чьи работы легли в основу теории обратной связи. Еще одно событие, которое ранее не рефлексировалось: разработка Ильей Пригожиным теории нестабильности. Эта теория стала основой идеологии коммуникации социальных и естественных наук, коммуникации человека и природы. Эти вопросы нашли отражение в ключевых работах — «Порядок из хаоса», «Возможно ли будущее». В работах Хакена, создателя теории синергетики, обозначена парадигма объединения сложных систем. Эдгар Марен, автор книги «Природа природы», приводит исследование сложного мышления, мышления в системе сложных систем. Ключевые вопросы – как жить в мире неопределенности? какое отношение это имеет к мировоззрению человека? как жить в мире растущей сложности, как научиться жить в мире разнообразия?

Через призму этих теорий посмотрим на разнонаправленные процессы эволюции, их черты. Россия сегодня реализует мобилизационный сценарий страны. Однако это сценарий перманентного кризиса. В условиях кризиса господствует конфликт, и мир стремится к решениям упрощения, простые решения кажутся условием выхода из кризиса. Это своего рода глобальное заблуждение. В образовании стремление к простоте приводит к таким последствиям, как: вместо многообразия программ – одна основная программа, вместо вариативных учебников – один учебник, в то время, как мы живем в сложном мире. Происходит «схлопывание» программ, появляются программы бинарных решений, «черно-белых» решений. В результате ЕГЭ как система диагностики превращается в консервацию рецептов прошлого для жизни в настоящем и будущем, становится символом рецептурного решения. ЕГЭ сегодня ошибочно воспринимается как диагностика в стиле контролера знаний, но ведь любой контроль убивает развитие. Мы нуждаемся в диагностике, в стиле развития. ЕГЭ как контролер знаний – это диагностика прошлого, ЕГЭ как система тестирования развития – это диагностика способности поведения в ситуации неопределенности. Но в любой системе должен быть образ желаемого или потребного будущего. Какого же человека в нашем желаемом будущем мы готовим? Как решение этой задачи возникает иная методология диагностики, в которой ключевое значение приобретают:

зона ближайшего развития, когда ребенок развивается в общении со взрослым и более старшим сверстником;
зона вариативного развития – задачи, решаемые ребенком, могут быть не магистральные линии культуры, это задачи, которые создает и решает само детское сообщество.
зона задерживающего развития, в которой из-за отсутствия понимания основных линий образования, образование рассматривается как сдерживающий развитие фактор. В этой зоне действуют такие правила игры с конкурентами, как: отказ другому субъекту в обучении, троянское обучение – ввод в программы обучения того, что приведет к тем же последствиям, что и появление троянского коня.
Модели троянского обучения распространяются сегодня через интернет (программы обучения «смертников»). Противоядие от них – это критическое обучение свободного человека, способного жить в ситуации неопределенности.

В новой ситуации изменения мира мы сталкиваемся с парадоксальной проблемой – разработка развивающего обучения, подготавливающего к жизни в средах неизвестного нам будущего, непредсказуемых для наших учеников, при этом сам учитель не может утверждать, что он компетентен в системах будущего. Образование – это больше не трансляция знаний, а конструкция смыслов осознанного понимания будущего.

Выступление Алексея Семенова, ректора Московского педагогического государственного университета, базировалось на следующих тезисах. Классический мир Ньютона состоит в рассмотрении непрерывных плавно меняющихся процессов. В этой системе мы имеем дело с динамическими системами, описываемыми дифференциальными уравнениями: эффект пропорционален действию, в оптимальной ситуации усилия перестают сказываться на достижениях. Микроэффекты приводят к микродействиям и меньшему результату.

Революционное преобразование сознания приходит с появлением новых информационных технологий. Теория информации Клода Шеннона стала предтечей теории управления Виннера. Осознано отсутствие пропасти между непрерывным и дискретным, выяснились такие аспекты, как повторяемость событий, как условие непрерывности. При этом переход на новую траекторию происходит намного быстрее, чем само развитие. В работах Колмогорова появляется понимание сложности как минимального описания. В каждом микрокосмосе отражаются события макрокосмоса. Сейчас мы находимся в ситуации, когда маленькое изменение может иметь большие последствия. Роль отдельного человека становится принципиально иной, приобретая новый смысл. Сегодня образование – это система прозрачного мира, накопления информации о развитии учащегося.

Подвести итоги обсуждения было предложено Жан-Марку Руарану, генеральному директору Лиги Просвещения (Франция), который отметил, что, поскольку по результатам исследования PISA, Франция не является лидером образования, свою точку зрения он представит как точку зрения учителя и руководителя некоммерческого образовательного учреждения. Выступающий процитировал Эдгара Марена и обозначил 5 элементов надежды, которые можно увидеть в его работах:

Мы живем в быстро меняющуюся эпоху.
Прогресс за последние 20 лет достиг большего, чем за предыдущие 200 лет.
Наш мир характеризуется скоростью коммуникаций.
Мы сталкиваемся с проблемой сортировки знаний и их хранения.
Интернет-технологии меняют отношения как между людьми, так и отношения людей к знаниям.


В этой ситуации ожидание всеобъемлющего решения от школы ошибочно. Мы и так возлагаем слишком много ожиданий на школу. Необходимо единство действий среди членов педагогического сообщества, при этом каждое сообщество вносит свой вклад в общее дело. Центром системы функционирования педагогического сообщества становится учитель. Мы должны прийти к единству мнений по поводу школьного расписания. Сейчас мы не уделяем внимания внеучебным занятиям, а подростки должны иметь возможность открывать для себя этот мир, самостоятельно классифицировать или систематизировать его, становясь активными и ответственными гражданами своей страны. Важно учить учиться!

В ходе дискуссии Мюриэль Пуассон, руководитель отдела исследований и развития, ЮНЕСКО (Франция), задала вопрос о роли ЕГЭ: «Как я понимаю, целью экзамена является сделать процесс поступления прозрачным, а систему оценки функциональной. Но имеющаяся система не отвечает требованиям к существованию в системе неопределенности. Каким, на Ваш взгляд, должен быть ЕГЭ?»

По мнению Александра Асмолова, проблема ЕГЭ как системы диагностики – в диссонансе между новыми стандартами и формой проведения экзамена. В стандартах введены метапредметные и личностные результаты, но четких систем их оценки нет. Для разработки новой системы диагностики необходимо опираться на современные науки, в которых есть четкие приемы диагностики систем разной сложности. Необходимо волевое решение о переходе от диагностики знаний к диагностике развития.

Как один из ключевых рисков трудности изменений Алексей Семенов отметил неготовность учительства к этим изменениям. Переход в новые условия осуществлялся стихийно.

Господином Франсуа-Ксавье Клеманом (Франция) был задал вопрос о последствиях нестабильности в сфере образования. Мы занимаемся изменениями в математике и физике, но чем больше ничего не меняем, тем больше удаляемся от ребенка. Как вернуться к ребенку, как, моделируя процессы, удерживать связи с реальным миром?

Как отметил Александр Асмолов, хаос не в образовании, хаос в самой ситуации современности. В основе системы Выготоского – детоцентризм, а не чисто когнитивные процессы. Поэтому не передача знаний, а включение ребенка в разные виды деятельности, образование через игру и коммуникацию – это ключевой принцип включения ребенка в образование. Именно на этом принципе строится современная парадигма российского образования. Реальная образовательная политика – это антропологическая политика.

Подводя итоги, Александр Адамский акцентировал, что сложность ситуации приводит к усложнению ее описания. Упрощение описания приводит к тривиальным решениям. Нам нужны общие решения, но мы можем и должны их пересматривать, чтобы выйти на новый уровень развития.

Наталья Цырендашиева

www.eurekanet.ru




  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Август 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Август 2018 (34)
Июль 2018 (49)
Июнь 2018 (41)
Май 2018 (31)
Апрель 2018 (60)
Март 2018 (53)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх