Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Академик Виталий Рубцов: три психологических совета абитуриентам

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 459
  •  
    • 0


28.06.2016

Ректор Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), президент Федерации психологов образования России, вице-президент Российского психологического общества, профессор, академик РАО Виталий Рубцов в интервью корреспонденту РИА Новости Юлии Осиповой призвал всех российских абитуриентов "совершить поступок".

- Приемная кампания стартовала: результаты ЕГЭ получены, абитуриенты подают документы в вузы. Не могли бы вы дать три психологических совета для успешного поступления в университет?

- Первый совет любому абитуриенту — проявить волю, самоопределиться. Тем, кто уже это сделал, гораздо легче пережить этап поступления: если у подростка есть цель, то его выбор будет определен целью, он сознательно сужает радиус поиска до трех-пяти вузов, соотносит условия приема с полученными баллами. Результат будет в большей или меньшей степени его устраивать, поскольку выбранные вузы соответствуют ожиданиям.

Гораздо сложнее тем, кто еще не определился с выбором вуза. У нас есть несколько студентов, которые при поступлении в прошлом году подавали документы не только в МГППУ, но и в инженерные университеты. Свой социальный волевой выбор они сделали буквально в последний момент, остановившись на гуманитарном образовании.

Именно состояние выбора беспокоит абитуриентов большинство всего. И в этой сложной ситуации надо совершить поступок. В психологии вообще пропал термин "поступок" – тот самый, о котором можно прочитать в старых работах по психологии. Школа, к сожалению, в должной степени не учит детей совершать поступки. Но общество, родители, взрослые должны отвечать за эту ценную компетенцию, за этот серьезный социальный "флажок".

Во-вторых, я бы посоветовал абитуриентам четко понять, что достигнутый результат в любом случае является успешным: "это ваш успех, ваши баллы, сколько имеете – столько получаете; вы успешны, поскольку получаете результат своей работы".

В-третьих, каждый абитуриент должен помнить, что, вступая в студенческую жизнь, в жизнь иного мироощущения и нового опыта, он имеет реальную возможность в любой момент поменять свою образовательную траекторию. Именно за ним всегда остается право определить свой путь.

- Виталий Владимирович, можете поделиться своими первыми наблюдениями за ходом приемной кампании — 2016?

— В этом году намного больше желающих поступить в магистратуру. Для МГППУ это хороший сигнал. Он означает, что мы верно определяем стратегию и направления соответствующих магистерских программ. Магистратура – очень подвижная часть приема. В мире стремительно меняются виды профессиональной деятельности и социальных практик. Имея прежние образцы подготовки, многие люди просто не успевают за ходом этих изменений. В магистратуру идут те, кто точно знает, какие новые компетенции им нужны.

Любопытно, что одновременно с увеличением набора на магистерские программы увеличился средний возраст магистрантов, достигнув 40 лет. Это люди — представители самых разных профессий — работники социальной сферы услуг и т.д. Все они хотят получить дополнительные компетенции, связанные с общением и взаимодействием с людьми. Я бы рассматривал новые компетенции как важную составляющую социального интеллекта.

- Какие программы пользуются наибольшим спросом?

— Социальные программы по проблемам детства, родительства и взрослости (55+). Современное общество стало более отзывчиво на трудности, связанные с внутренним миром и состоянием личности человека, с тем, что ученые называют "переживанием".

Многие вопросы социальной сферы инициированы родительским сообществом. Мамы и папы, обеспокоенные особенностями развития своего ребенка, создают некоммерческую организацию, которая полностью погружается в данную тематику, адресно решая ту или иную задачу (как например, центр "Наш солнечный мир" занимается реабилитацией детей с расстройством аутистического спектра). Любой такой организации нужны профессиональные компетенции, навык работы с поставленной задачей, а также знания о том, как построить деятельность самой организации. В МГППУ можно получить и то и другое: у нас есть магистерская программа для специалистов некоммерческих организаций социального сектора, в рамках которой магистранты осваивают метод доказательного проектирования, определяют направления развития организаций социальной направленности. Последняя программа, кстати, уникальная. В этом году на нее особенно большой спрос.

- Кого вы ждете в своем вузе?

— У нас есть четкая социальная позиция: МГППУ — вуз для неравнодушных людей. Эта позиция давно и серьезно проработана. Мы с самого начала были ориентированы на работу с разными и сложными категориями детей. Кто эти дети? Один – талантливый, другой – с ОВЗ, третий — с инвалидностью, четвертый — с девиантным поведением, пятый – из мигрантской среды, шестой – человек "двойной исключительности" (например, одаренный ребенок, имеющий инвалидность). В любой социальной ситуации проблемы человека требуют понимания, проектирования сложных социальных траекторий и комплексного сопровождения. В этом смысле наш университет открыт для неравнодушных людей — он инклюзивен, готов подстроиться под студента, под конкретную проблему. И это будет не тьюторство, а социальная образовательная инклюзия в широком понимании.

- В российских вузах очень много психологических факультетов. У ваших выпускников нет проблем с трудоустройством?

— Наши выпускники очень востребованы. Более того, нет проблем с трудоустройством и у наших выпускников с инвалидностью. Примерно 5 процентов от общего числа наших студентов – инвалиды. Для них у нас открыт Центр трудоустройства и комплексного сопровождения.

Приведу пример. На факультете информационных технологий, который готовит специалистов по прикладной математике и информатике, учились два студента – оба незрячие. Закончили вуз, устроились на работу, сейчас готовятся защищать кандидатские диссертации. Это успешные ребята.
Еще пример. В вузе есть образовательная программа "Режиссура кино и телевидения". Каждый год на эту программу приходит 10 человек. Эти ребята — лица, имеющие заболевания опорно-двигательной системы — учатся профессионально создавать фильмы. Кстати, их выпускная квалификационная работа – фильм о самом себе.

На факультете дистанционного образования ребята-инвалиды учатся на психологов-консультантов. В жизни ведь бывают разные трагические ситуации. Один парень – отличник и спортсмен — накануне сдачи ЕГЭ пошел купаться, сломал позвонок и сел в инвалидную коляску. Сейчас учится у нас, будет работать на "телефоне доверия", и я уверен, он будет квалифицированным специалистом. Для таких ребят социальное служение всерьез "перевешивает" другие жизненные смыслы.

Если инвалиды включены в социальную ситуацию, они преображаются, начинают чувствовать себя совершенно полноценными людьми. О факторе широкого включения в социум человека с особенностями я часто говорю на международных мероприятиях. Исследования и практический опыт здесь нашего университета имеет международное звучание.

- Кстати, санкции не мешают российским психологам взаимодействовать с зарубежными коллегами?

— Никакие санкции не могут быть помехой для реальной науки. В эти дни у нас проходит Международный симпозиум "Научная школа Выготского: традиции и инновации" (приурочен к 120-летию со дня рождения великого отечественного ученого Льва Семеновича Выготского). В этом мероприятии принимают участие ученые из 15 стран мира, в том числе Австралии, Бразилии, Великобритании, Греции, Швейцарии.

- Можете назвать три самые массовые психологические проблемы, с которыми предстоит работать сегодняшним абитуриентам – будущим психологам?

— Центральной психологической проблемой современного общества становится проблема зависимостей. Люди не принадлежат себе, они зависимы от сигарет, алкоголя, наркотиков, одежды, денег…

Вторая проблема связана с психологической безопасностью. Речь идет об этнокультурных, межнациональных, межконфессиональных рисках. То, что искрит, на острие может приводить к конфликтам. У нас есть специальная кафедра этнокультурной психологии, где эти проблемы изучаются специально. Долгое время мы вели мониторинг Москвы на предмет уровня этнической напряженности.
Третья проблема – проблема развития личности, проблема сохранности личности. Существует опасность того, что при формализации и информатизации общества фактор человеческого развития, личностного самоопределения сам попадает в зону риска. Человек адаптируется к техническим и информационным условиям жизни, что может стать препятствием для его развития.

- Что же тормозит его развитие?

— Время! Оно с невероятной скоростью меняет социальный контекст, человек не успевает за этими изменениями, ему перестает хватать необходимых социальных компетенций. Сохранить себя в условиях неопределенности и социальных перемен человек сможет, осваивая новые компетенции, которые становятся эффективными инструментами для его включения в новые формы общности и новые виды деятельности.

www.ria.ru




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Октябрь 2024 (7)
Сентябрь 2024 (31)
Август 2024 (36)
Июль 2024 (23)
Июнь 2024 (42)
Май 2024 (41)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх