Академик Виталий Рубцов: три психологических совета абитуриентам
Закладки:
Просмотров: 1 459
0
28.06.2016
Ректор Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), президент Федерации психологов образования России, вице-президент Российского психологического общества, профессор, академик РАО Виталий Рубцов в интервью корреспонденту РИА Новости Юлии Осиповой призвал всех российских абитуриентов "совершить поступок".
- Приемная кампания стартовала: результаты ЕГЭ получены, абитуриенты подают документы в вузы. Не могли бы вы дать три психологических совета для успешного поступления в университет?
- Первый совет любому абитуриенту — проявить волю, самоопределиться. Тем, кто уже это сделал, гораздо легче пережить этап поступления: если у подростка есть цель, то его выбор будет определен целью, он сознательно сужает радиус поиска до трех-пяти вузов, соотносит условия приема с полученными баллами. Результат будет в большей или меньшей степени его устраивать, поскольку выбранные вузы соответствуют ожиданиям.
Гораздо сложнее тем, кто еще не определился с выбором вуза. У нас есть несколько студентов, которые при поступлении в прошлом году подавали документы не только в МГППУ, но и в инженерные университеты. Свой социальный волевой выбор они сделали буквально в последний момент, остановившись на гуманитарном образовании.
Именно состояние выбора беспокоит абитуриентов большинство всего. И в этой сложной ситуации надо совершить поступок. В психологии вообще пропал термин "поступок" – тот самый, о котором можно прочитать в старых работах по психологии. Школа, к сожалению, в должной степени не учит детей совершать поступки. Но общество, родители, взрослые должны отвечать за эту ценную компетенцию, за этот серьезный социальный "флажок".
Во-вторых, я бы посоветовал абитуриентам четко понять, что достигнутый результат в любом случае является успешным: "это ваш успех, ваши баллы, сколько имеете – столько получаете; вы успешны, поскольку получаете результат своей работы".
В-третьих, каждый абитуриент должен помнить, что, вступая в студенческую жизнь, в жизнь иного мироощущения и нового опыта, он имеет реальную возможность в любой момент поменять свою образовательную траекторию. Именно за ним всегда остается право определить свой путь.
- Виталий Владимирович, можете поделиться своими первыми наблюдениями за ходом приемной кампании — 2016?
— В этом году намного больше желающих поступить в магистратуру. Для МГППУ это хороший сигнал. Он означает, что мы верно определяем стратегию и направления соответствующих магистерских программ. Магистратура – очень подвижная часть приема. В мире стремительно меняются виды профессиональной деятельности и социальных практик. Имея прежние образцы подготовки, многие люди просто не успевают за ходом этих изменений. В магистратуру идут те, кто точно знает, какие новые компетенции им нужны.
Любопытно, что одновременно с увеличением набора на магистерские программы увеличился средний возраст магистрантов, достигнув 40 лет. Это люди — представители самых разных профессий — работники социальной сферы услуг и т.д. Все они хотят получить дополнительные компетенции, связанные с общением и взаимодействием с людьми. Я бы рассматривал новые компетенции как важную составляющую социального интеллекта.
- Какие программы пользуются наибольшим спросом?
— Социальные программы по проблемам детства, родительства и взрослости (55+). Современное общество стало более отзывчиво на трудности, связанные с внутренним миром и состоянием личности человека, с тем, что ученые называют "переживанием".
Многие вопросы социальной сферы инициированы родительским сообществом. Мамы и папы, обеспокоенные особенностями развития своего ребенка, создают некоммерческую организацию, которая полностью погружается в данную тематику, адресно решая ту или иную задачу (как например, центр "Наш солнечный мир" занимается реабилитацией детей с расстройством аутистического спектра). Любой такой организации нужны профессиональные компетенции, навык работы с поставленной задачей, а также знания о том, как построить деятельность самой организации. В МГППУ можно получить и то и другое: у нас есть магистерская программа для специалистов некоммерческих организаций социального сектора, в рамках которой магистранты осваивают метод доказательного проектирования, определяют направления развития организаций социальной направленности. Последняя программа, кстати, уникальная. В этом году на нее особенно большой спрос.
- Кого вы ждете в своем вузе?
— У нас есть четкая социальная позиция: МГППУ — вуз для неравнодушных людей. Эта позиция давно и серьезно проработана. Мы с самого начала были ориентированы на работу с разными и сложными категориями детей. Кто эти дети? Один – талантливый, другой – с ОВЗ, третий — с инвалидностью, четвертый — с девиантным поведением, пятый – из мигрантской среды, шестой – человек "двойной исключительности" (например, одаренный ребенок, имеющий инвалидность). В любой социальной ситуации проблемы человека требуют понимания, проектирования сложных социальных траекторий и комплексного сопровождения. В этом смысле наш университет открыт для неравнодушных людей — он инклюзивен, готов подстроиться под студента, под конкретную проблему. И это будет не тьюторство, а социальная образовательная инклюзия в широком понимании.
- В российских вузах очень много психологических факультетов. У ваших выпускников нет проблем с трудоустройством?
— Наши выпускники очень востребованы. Более того, нет проблем с трудоустройством и у наших выпускников с инвалидностью. Примерно 5 процентов от общего числа наших студентов – инвалиды. Для них у нас открыт Центр трудоустройства и комплексного сопровождения.
Приведу пример. На факультете информационных технологий, который готовит специалистов по прикладной математике и информатике, учились два студента – оба незрячие. Закончили вуз, устроились на работу, сейчас готовятся защищать кандидатские диссертации. Это успешные ребята. Еще пример. В вузе есть образовательная программа "Режиссура кино и телевидения". Каждый год на эту программу приходит 10 человек. Эти ребята — лица, имеющие заболевания опорно-двигательной системы — учатся профессионально создавать фильмы. Кстати, их выпускная квалификационная работа – фильм о самом себе.
На факультете дистанционного образования ребята-инвалиды учатся на психологов-консультантов. В жизни ведь бывают разные трагические ситуации. Один парень – отличник и спортсмен — накануне сдачи ЕГЭ пошел купаться, сломал позвонок и сел в инвалидную коляску. Сейчас учится у нас, будет работать на "телефоне доверия", и я уверен, он будет квалифицированным специалистом. Для таких ребят социальное служение всерьез "перевешивает" другие жизненные смыслы.
Если инвалиды включены в социальную ситуацию, они преображаются, начинают чувствовать себя совершенно полноценными людьми. О факторе широкого включения в социум человека с особенностями я часто говорю на международных мероприятиях. Исследования и практический опыт здесь нашего университета имеет международное звучание.
- Кстати, санкции не мешают российским психологам взаимодействовать с зарубежными коллегами?
— Никакие санкции не могут быть помехой для реальной науки. В эти дни у нас проходит Международный симпозиум "Научная школа Выготского: традиции и инновации" (приурочен к 120-летию со дня рождения великого отечественного ученого Льва Семеновича Выготского). В этом мероприятии принимают участие ученые из 15 стран мира, в том числе Австралии, Бразилии, Великобритании, Греции, Швейцарии.
- Можете назвать три самые массовые психологические проблемы, с которыми предстоит работать сегодняшним абитуриентам – будущим психологам?
— Центральной психологической проблемой современного общества становится проблема зависимостей. Люди не принадлежат себе, они зависимы от сигарет, алкоголя, наркотиков, одежды, денег…
Вторая проблема связана с психологической безопасностью. Речь идет об этнокультурных, межнациональных, межконфессиональных рисках. То, что искрит, на острие может приводить к конфликтам. У нас есть специальная кафедра этнокультурной психологии, где эти проблемы изучаются специально. Долгое время мы вели мониторинг Москвы на предмет уровня этнической напряженности. Третья проблема – проблема развития личности, проблема сохранности личности. Существует опасность того, что при формализации и информатизации общества фактор человеческого развития, личностного самоопределения сам попадает в зону риска. Человек адаптируется к техническим и информационным условиям жизни, что может стать препятствием для его развития.
- Что же тормозит его развитие?
— Время! Оно с невероятной скоростью меняет социальный контекст, человек не успевает за этими изменениями, ему перестает хватать необходимых социальных компетенций. Сохранить себя в условиях неопределенности и социальных перемен человек сможет, осваивая новые компетенции, которые становятся эффективными инструментами для его включения в новые формы общности и новые виды деятельности.