Впервые за всю историю России министром образования и науки назначена женщина. Парадоксально, но это так. Причем речь идет о всей истории России, включая советский период, а не только о новейшей. К тому же Ольга Васильева, сменившая сегодня Дмитрия Ливанова, начинала школьным учителем и имеет опыт работы высшей школе, будучи доктором исторических наук и профессором, по-прежнему возглавляющим кафедру государственно-конфессиональных отношений в РАНХиГС. Будучи религиоведом, она занималась общественным проектами в президентской администрации, служба в которой, возможно, явилась решающим мотивом ее назначения. Нетрудно предположить, что имеет широкие контакты с конфессиональными институтами, в частности, с РПЦ. Это уже насторожило педагогическую общественность – о клерикализации российского образования говорить явно преждевременно, но ее призрак временами бродит по школьным классам и коридорам, детсадовским группам и университетским аудиториям. Ольга Васильева предупредительно заметила, что не собирается переносить свои религиоведческие интересы на новую деятельность. Очень хочется ей верить. В конце концов, дело не в интересах, не в связях с церковными кругами и, тем более, не в религиозности, которая – имей она место - является личным делом гражданина РФ. Дело в соблюдении законов и, прежде всего, основного, к чему женщины, как показывают наблюдения, относятся несколько ответственнее, поскольку свободны от амбиций, заставляющих мужчин на постах нарушать их. Встречая новую руководительницу российского образования, не стоит сразу вспоминать откровенно одиозных персонажей, вроде Яровой, которые к тому же являются специфически феноменами Думы 6 созыва.
Что касается Дмитрия Ливанова, то его отставки требовали не раз представители разных парламентских фракций. Это – типичная история предвыборной кости, точнее, предвыборного «скелета в шкафу», о котором все знали. Правда, насколько нам известно, поначалу он числился в «НЗ» для президентских выборов 1918 г. С этим связано и стремление защитить Ливанова со стороны премьера Дмитрия Медведева, который оправдывал положение в образовании «расстрельной» должностью министра. По поводу спешки может быть несколько версий, но здесь мы не будем их рассматривать.
Существует мифическое противопоставление думских государственников и неких «либералов» из правительства, которые превращают выстраданные в интересах народа парламентские решения в «антинародные» формы исполнения. На самом деле Ливанов и его министерство адекватно реализовывали то, что было предложено в сфере образования думцами. Закон об образовании 2013 г. , антисоциальный и антиобразовательный, суть которого сводится к замене права на образования совокупностью образовательных услуг при системном сворачивании государственной ответственности за соблюдение этого права, вышел из недр Думы. И даже «прошел мимо» профильного Комитета – по образованию, хотя его зампредом Олегом Смолиным предлагалась продуктивная альтернатива. Как может исполняться плохой закон в плохих условиях – только еще хуже… Особая ситуация с наукой, с «реформой» РАН, с ее «ФАНерной» опекой, которая придушила тихо умиравшую с начала 90-х науку. Но кто мешал парламентариям стать мощной межфракционной стеной в защиту того, чем они так любят погордиться вслух? Для этого у них были все полномочия. Побоялись перечить президенту, который подписывал указы?
Ливанов был просто одним из технократов, которые не раз правили в отечественным образовании. В отличие от физика Дмитрия Ливанова, Ольга Васильева – не просто гуманитарий, наряду с историческим она имеет еще и музыкальное образование. Но технократизм вырастает не из специальности – из мировоззрения.
А, главное, даже при самых лучших помыслах и замыслах на золе бюджета, который выделяют верховные власти на образование, руководствуясь вполне определенным видением его места в государстве и обществе, предвыборные «скелеты» в министерских шкафах вырастают гораздо быстрее.