Признаюсь честно: я не люблю писателя Александра Солженицына. Но еще больше я не люблю того, что этот писатель назвал «образованщиной». Наверное, просто временами слышу ее информированный, уверенный, поучающий голос в себе самом. Все мы - немножко «образованцы», все мы успели надышаться «образованщиной», покуда росли. В наших силах лишь не «выдыхать» ее обратно, не тиражировать «образованщину» в умах.
Только эффектом «образованщины» могу объяснить то, что в первый день нового учебного года и накануне его, уже раз пять столкнулся с «цитатой» из Бисмарка – про франко-прусскую войну, которую «выиграл прусский учитель». Так, блеснул (можно сказать, сверкнул) «образованщиной» другой писатель – Александр Проханов, начав с дежурного «Бисмарка» свою статью в первосентябрьском номере «Известий».
Как пошутил третий писатель – Александр Зиновьев, «классики марксизма оставили нам много цитат». Но они, по крайней мере, «документированы», сверить их можно по собраниям сочинений. В отличие от «цитаты» из Бисмарка, которая нигде не «документирована», потому что он нам ее не оставлял.
Зато кое-что об этом можно найти у профессора-географа и редактора лейпцигской газеты «Заграница» Оскара Пешеля. В этой же самой газете. Правда, речь идет не франко-прусской, а об австро-прусской войне. И фраза звучит так: «…Когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем».
Намного выразительнее, если разобраться, блуждающей банальности, которую приписывают Бисмарку, не правда ли? Я не призываю загруженного и без меня писателя Александра Проханова вникать в градации экспрессии и прочие пустяки. Он добровольно взвалил на себя дубовый крест духовной опеки над населением нашей страны. А тут речь об истории Европы. Вот только подтачивает сомнение: неровен час и в адресациях к российской истории, которую, увы, ни за какие скрепы не вырвать из истории Европы, писателя Александра Проханова подведет простое нежелание копнуть чуть глубже. Хотя бы через «гугл». Лично мне приходилось выступать «против Бисмарка» в беседах с «образованцами» еще до всякого «гугла». «Гугл», правда, не оберегает от «образованщины», а только плодит ее в неокрепших или уже «крепчающих» умах.
Победа учителя над учителем, – так сформулировать мог только ученый. И тоньше, и шире, чем то, чего не говорил умнейший политик и полководец граф фон Бисмарк и что разносят на хвостах по миру «образованцы».
История глобальных и локальных противостояний как история противоборства образовательных систем, конкуренции «педагогик». Всемирная история, понятая через историю образования, – вот тот ракурс, который, по сути, обозначил проф. Пешель. За спинами армий бьются классы, школы, аудитории, университеты. Иногда и без участия армий, но со стратегическими последствиями.
Грандиозная для исследователя (и не только) перспектива, которую пока, насколько мне известно, никто не пытался развернуть как целое. Политика, экономика, культура как результаты всемирной образовательной истории, которой они обязаны не меньше, чем она им.
Вот «тема»! Открытая, приглашающая, безбрежная, междисциплинарная. Работы хватит на годы для многих. Кто первым дерзнет принять приглашение и войти?