Бог с ними – со стариком Нобелем и со стариком Диланом. Я тоже «при всем уважении и признании» не могу сказать, что постоянно ношу в себе сокровенные «аудиофайлы» с дилановской музыкой. Заряжаю в устройство, слушаю и получаю удовольствие под настроение. Поэт? Где-то его пером водил Аллен Гинзберг, и не он один, хотя пером просто так не водят... Сэр Эндрю Моушен, именитый, да и вправду хороший поэт, председатель Букера-2010 ежедневно заводит для вдохновения 'Visions of Johanna'. Но мало ли кого чего «заводит». Творцы в этом смысле «пассионарны»...
Но вот человек с гитарой, пишущий книги под названием «Научу писать хиты», заявляет: «Тоже мне, нашли дилановеда! Я не назову ни одной его песни, потому что английского не знаю…». Т.е. он «не назовет» ‘Like a Rolling Stone’ и ‘Knockin on Heavens Door’? Человек, совсем не глупый, видимо, лукавит. Увы, не замечая, что напоминает врача, как если бы тот сказал бы пациенту: «Я даже, голубчик, не знаю названия этого вашего органа». И… взялся бы лечить.
Аккуратнее с самопрезентацией! Особенно, если речь идет о знаках признания чьих-то достижений. Тут все кишит провокациями.
Про остальное – «аннотациями».
Биология клетки, похоже, явно становится Нобелевским трендом (физиология и медицина). Как и в 2013-м, Нобеля принесло углубление в «потаенную жизнь клетки», в механизмы ее самоорганизации, саморегуляции, осуществленное на сей раз Ёсинори Осуми.
У них - фаза, а нам – по нулям. Почему? Да потому на кусочек Нобелевского пирога по физике за изучение фазовых трансформаций материи, который поделили Дэвид Таулес, Дункан Холдейн и Майкл Костерлитц, мог бы теоретически претендовать наш физик-теоретик Вадим Березинский. Его, правда, 30 лет, как нет в живых, а премию посмертно не дают. Но хотя бы вспомнили бы. Впрочем, могли не знать. Теоретик работал в закрытом прикладном «ящике», откуда его «выпустили» в академическую науку (в Институт теоретической физики им. Л.Д.Ландау АН СССР) за 3 года до кончины в 45-летнем возраста. Не покидая «ящика», Брезинский еще в начале 70-х, как утверждают специалисты, знал о фазовых переходах и состояниях три четверти из того, что узнали Нобелиаты.
Нобель по химии – очередной триумф проектно-конструктивного знания. Наука XXI столетия, в целом такова, от чего ее не всегда просто отличить от технологии, от «инженерии». Жан-Пьер Соваж Дж. Фрейзер Стоддарт и Бернард Феринга – обладатели Нобеля «за проектирование и синтез молекулярных машин». Они как бы приделали молекулам двигатель, поставили молекулы заставили их перемещаться в заданном направлении. Вот теперь заходит под ногами молекулярный фундамент мироздания, считавшийся если не незыблемым, то статичным!
…Вековая - столетняя война в Европе не была столетней – это цепочка конфликтов, длившаяся с пазами 116 лет (1337 - 1453 гг.). А вот полувековой конфликт между властью и левацками боевиками в Колумбии практически не прекращался. Президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос сумел добиться от боевиков согласия оставить оружие и перевести борьбу в политическое русло. Часто по поводу «Нобеля Мира» задают колкие вопросы: политика своими многими ликами - даже если речь идет о вполне бесспорном решении – напоминает о разных, порой на самых радужных цветах и оттенках. Но если учесть, что за время конфликта жизни погибло более 220 тыс. человек, то присуждение Нобелевской премии колумбийскому вопросов президенту не вызывает.
Экономический бонус к Нобелю – еще не Нобель. Нобелевскую премию по экономике присуждает, как известно, не Нобелевский комитет, а Госбанк Швеции в порядке прекрасной рекламной акции. Отсюда – и характер научных прорывов. Хотя нередко банкиры «нобелировали» серьезные открытия. На сей раз открыто, что контракты решают все – вплоть до уровня управления крупными корпорациями. Как отнестись к теории контрактов, которую «развили» Оливер Харт и Бенгт Хольмстрём и этим снискали признание в качестве бонусных «Нобелиатов»? Не знаю, я - не экономист. Подозрения, правда, есть. Но и дилановед из меня…