Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 


» » Местечковый жлобизм, или Капитализм по-русски

Местечковый жлобизм, или Капитализм по-русски

  • Закладки: 
  • Просмотров: 294
  • печатать
  •  
    • 0



Русский капитализм существовал задолго до конца и даже до начала 20 в. и не был побежден даже самым развитым социализмом. Называется он жлобизм. Такой внутренний, ментально-мелкодушный, по большей части, капитализм. Местечковый - в любом формате экономики и... политики. Тут и ответ на вопрос, как это после 91-го благовоспитанные советские люди в одночасье приняли акульи игры без правил, а затем - и экстремальные условности "постмодерна".

Владимир Кудрявцев



Неразумный эгоизм

Философ Александр Рубцов о том, что отстаивание ценностей – это прагматика


19.02.2017

В последнее время в экспертной среде и в особенности в сервильном ее сегменте стало хорошим тоном говорить об эпохальных сдвигах в мировом порядке, которые российское руководство якобы уловило, предвосхитило и теперь, опережая человечество, ставит себе на службу, лидируя не только в глобальной политике, но и в самой истории.

Набор симптомов сложился: эрозия межгосударственных конвенций и самих основ мирсистемных взаимоотношений, новая консервативная волна и расцвет популизма (в том числе сетевого), «разворот к себе» с тенденцией к отказу от ценностей и мессианства ради собственных локальных интересов во внутренней и внешней политике ведущих держав. Электоральные кампании на Западе, их технологии, идеи, лидеры и даже победители – казалось бы, всё эти выводы подтверждает. Если бы этой удобной нам тенденции можно было еще и аккуратно содействовать... Хаотизация всего все более напоминает курс, а обвинения в том, что это Россия избрала Америке Трампа, отвергаются у нас с таким самодовольным видом, будто за спиной американского, французского и немецкого электората в решающие моменты и в самом деле стоят вежливые российские хакеры.

Когда штормит, наверх всплывает всякое. И здесь важно, что ты пытаешься оседлать – волну или пену? Чтобы потом не осесть на дно вместе со всякой дрянью.

В новой модели мироустройства наших политиков особенно греет идея отказа от ценностей и принципов как основы мировых отношений и перевода всей этой музыки в регистр голого прагматизма, «политической праксеологии». Ничего идейного – только бизнес. Однако в таких надеждах легко просчитаться. Дело даже не в том, что отказ от фиксации на ценностях не исправил, например, позиции США по Крыму. И не в том, что работа Штатов на свои интересы вовсе не обязательно сыграет нам на руку (в играх с нулевой суммой как раз все наоборот). Освобождая плохие позиции в мировом мессианстве, США и союзники будто специально заманивают туда амбициозных русских, предоставляя им разгребать то, что самим легче сбросить. Свое влияние в мире условный Запад всегда так или иначе конвертировал не во вред себе, тогда как «влияние» России, наоборот, всегда было убыточным, жертвенным и очень накладным.

Сейчас важнее усвоить, что в ценностях и принципах тоже есть своя прагматика, противоречить которой в итоге себе дороже. Обычно аксиологию понимают как нечто идеальное и метафизическое, чуть ли не от мира сего. Тем более смешно, когда все еще богатая Америка озадачивается ценами на потребительские товары внутри страны, в то время как нищающая Россия задирает цены для населения ради ценностей глобального понта, не конвертируемого ни во что, кроме мифологии «безопасности», символического «влияния», других нарциссических амбиций руководства и закомплексованной массы. Судя по внутренним реалиям и проблемам, можно подумать, что РФ и США перепутали президентов, приоритеты и лозунги.

Важнее понять, что ценности, принципы и этические нормы тоже не лишены вполне земной прагматики. Не надо думать, будто моральный закон внутри нас это нечто столь же космически отстраненное и на вид бестелесное, как и звездное небо над головой. Даже сакральные заповеди, если отвлечься от их неземного происхождения, содержат вполне понятные нормы простого человеческого общежития. То, что от Бога, сказано просто и очень по делу. Присутствующее в мировых религиях и множестве философий «золотое правило» морали («не делай другим того, чего не хочешь себе») сложно в метафизических обоснованиях (например, у Канта), но вполне утилитарно и даже инструментально по смыслу. Поэтому и в реальной политике отказ от ценностей и принципов чаще оказывается либо декларативным, либо губительным. За временные выгоды и удобства приходится рано или поздно платить.

Казалось бы, какая связь между нашей революцией 1917 г. и нынешней проблемой беженцев на Западе вместе со всей этой идеологией толерантности и проч.?

Русская трагедия во многом была следствием близорукого социального эгоизма элит. Тогда еще был неведом принцип, позже сформулированный великим Лифшицем: «Делиться надо!» Европа усвоила эту мудрость раньше, окоротив капиталистические инстинкты социалистическими компенсаторами и глобальным участием. Запад подтвердил Тютчева: «Иногда кажется, что Россия предназначена только к тому, чтобы показать всему миру, как не надо жить и чего не надо делать».

В идее не отгораживаться от страшных и убогих, но «делиться» в самом высоком смысле этого слова (т. е. «разделять») присутствуют не только ценности и мораль, но и все та же прагматика нормального человеческого общежития, вплоть до вопросов коллективной безопасности. В том, что немцы лидируют в готовности принимать беженцев, есть не только императив общей совести, включая изживание вины за нацизм, но и расчет, более дальновидный, чем у любителей возводить стены, вместо того чтобы их рушить (строго говоря, чем ГДР не Мексика?). И не нам с нашим опытом умиротворения Чечни за деньги учить Запад отказу от финансово обременительной толерантности. Локальный эгоизм в перспективе чреват такими же взрывами, какие разрушают застывшие в своем внутреннем эгоизме режимы. Если пропускать лекции по истории национальных революций, можно в итоге оказаться на практических занятиях с революциями региональными и глобальными.

Сейчас во внутренней политике местечковый эгоизм столь же близорук, сколь и популярен. Здесь смысловая основа всякого бытового популизма. Идея ужаться в отстаивании общих ценностей и принципов, отгородиться от мигрантов, беженцев и т. п. «навариста» в обработке непритязательной части электората. Тем более она эффективна в сетевых технологиях, когда простые и радикальные популистские решения продвигаются в прямом контакте с каждым олухом, минуя класс авторитетов и модераторов обычных СМИ.

То, что сейчас кажется «новой волной», мало похоже на неомодерн и прочие футурологические конструкции. Скорее это экстремум постмодерна с его фрагментацией, эклектикой, размытой семантикой, отказом от всеобщности и метафизики. Но в любом случае это именно волна, а не новый уровень «воды в океане». Эта пена либо осядет, либо завалит мир таким мусором, что очищать его придется новым Потопом.

Автор – руководитель Центра исследований идеологических процессов

www.vedomosti.ru


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Проверка на "европейскость" и круговая порука свинства
08-08-2016
Проверка на

XIV Паралимпийские игры–2012, знаменосец
Марксизм - это теория, а не руководство к сомнительным действиям
14-10-2013
Марксизм - это

Национализм - это обесценивание национальных ценностей
27-10-2008
Национализм - это

В.Т.Кудрявцев. Отзыв на диссертацию И.А. Модиной «Развитие игровой деятельности педагогов ДОУ как условие психологической подготовки детей к школьному обучению»
09-06-2008
В.Т.Кудрявцев.

К вопросу об эстонии
01-12-2006
К вопросу об эстонии

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Январь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Январь 2018 (20)
Декабрь 2017 (73)
Ноябрь 2017 (50)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх