По мнению министра образования и науки Ольги Васильевой, базовые школьные учебники должны способствовать формированию гражданской идентичности учеников, сочетаясь при этом с творчеством учителя и новыми технологическими возможностями –
подробнее.
Смысл министерского посыла ясен. Не сомневаюсь, что помыслы, которыми движима Ольга Васильева – благие, в значительной степени. Не оспариваю и очевидных резонов, которые за ними стоят. Но отсюда возникают другие «смысловые» вопросы.
Учебники должны не учить, а формировать «гражданскую идентичность»? «Единое образовательное пространство» («ЕОП») распадется на молекулы и атомы, если не поставить их на одну-две-три линейки учебников физики или химии? Я специально не говорю о предметах общественно-гуманитарного цикла. Хотя и «национальную таблицу умножения» мы уже проходили. Пусть и в виде иронии А.П.Чехова, но по поводу определенного общественного чаяния.
От распада «ЕОП» спасет, естественно, тендер, которые выиграет надежное издательство (что-то достанется еще паре-тройке таких же - ему в помощь). И веет от этого вовсе не архаикой, как полагают некоторые уважаемые мной коллеги, а деньгами. Духом вполне современного - сверхприбыльного рынка, монополизм на котором станет гарантом формирования «гражданской идентичности» и сохранения «ЕОП». Рынка – разумеется, в российском варианте. Потому что западному издателю подобные перспективы не являлись даже в самых радужных снах. Да и что проку от таких снов?
Тенденция отказа от учебников налицо. Неоднозначная, нуждающаяся в специальном обсуждении, едва ли, с нашей точки зрения, приемлемая. Но отвечающая логике построения национальных систем образования, точнее, национальных образовательных сетей на Западе, где программы уже давно создают сами школы. И эти сети почему-то не превращаются в образовательные Вавилоны.
Хотя в некоторых странах, например, в Канаде нет - о, ужас! - даже федерального министерства образования, заботы о его организации полностью перенесены на регионально-муниципальный уровень (там министерства имеются). Тем не менее, выпускник монреальской школы спокойно поступает в ванкуверский университет без «единых» или даже «базовых» учебников. Просто при поступлении в Ванкувере знают, чему учили в Монреале, и с поправкой на это экзаменуют. Не сверяясь с инструкциями чиновников и утвержденными ими «линейками учебников». Да, и с «гражданской идентичностью» у канадцев тоже все в порядке. Канадцы любят Канаду вовсе не за «ЕОП», которое у них – по факту – сложилось.
Ссылка на советский опыт в данном случае - малоубедительна. В СССР авторами лучших учебников были представители мощных научных и методических школ (первые выживают или доживают, вторые давно почили), которые компенсировали скудную вариативность глубиной, что позволяло ребенку самостоятельно раздвигать горизонты знания, и не только в границах школьной программы.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта