Встреча состоялась
15 декабря 2017 г. в московском Центре развития социально-культурных проектов и благотворительности «Благосфера». Центр реализует различные просветительские, образовательные и исследовательские проекты, предоставляет свои помещения – конференц-зал, коворкинг, медиацентр и библиотеку – для инициативных граждан и социально-ориентированных некоммерческих организаций.
Сообщение ректора федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет» Виталия Рубцова о работе секции «Образование в интересах детей». Елена Юрьевна (Клочко) (секция, с которой мы работаем) облегчила в каком-то смысле мою задачу.
Практически каждый случай работы с уязвимыми категориями не бывает случаем ведомственным, а является межведомственным и междисциплинарным, поэтому поручение, которое получила наша секция, по сопровождению применения профессиональных стандартов социальной сферы, имеющих межведомственный характер, в этом смысле является очень значимым именно для организации и развития того, что называется межведомственной моделью оказания социальных и образовательных услуг.
В 2013 году в соответствии с планом разработки профессиональных стандартов, утверждённых распоряжением Правительства в 2012 году, по поручению совета наша секция выполняла задачу, связанную с разработкой профессиональных стандартов социальной сферы, их апробацией и внедрением. Таких стандартов было девять. Я не буду их перечислять. Все материалы переданы. В 2016 году секция отчитывалась. Есть материалы. Мы в этом году провели анализ практик межведомственного взаимодействия и увидели, что уже к 2016 году были сформированы, начали складываться серьёзные практики, в которых применяются протоколы межведомственного взаимодействия. Соответствующие регламенты регионы стараются делать.
В 2017 году по поручению совета эти задачи были конкретизированы, и наша секция проводила информационно-методическое сопровождение реализации региональных моделей апробации и применения профессиональных стандартов работников социальной сферы с учётом лучших практик межведомственного взаимодействия.
Очень эффективной оказалась рабочая группа, созданная при Министерстве труда (ей руководила Любовь Юрьевна Ельцова). В эту группу вошли представители Минобрнауки и Минздрава.
Эта команда, работающая фактически в русле задач совета, дала очень хорошие результаты. Она решала следующие задачи (и нам удалось эти задачи в значительной степени в этом году решить и показать, как продвигается это направление): организационно-методическое сопровождение применения профстандартов социальной сферы (межведомственных), актуализация профессиональных стандартов, анализ региональных практик применения профессиональных стандартов в организациях государственного сектора и анализ региональных моделей межведомственного взаимодействия в интересах уязвимых категорий населения в условиях применения профессиональных стандартов.Только в этом году в профессионально-общественном обсуждении результатов применения и внедрения этих профессиональных стандартов (в семинарах, вебинарах, конференциях) около 7000 человек участвовало из различных организаций – представители органов исполнительной власти, учреждений социальной защиты, образования, здравоохранения.
Что было сделано в результате? О чём, собственно, сегодня наша секция отчитывается в результате этой пятилетней работы?
Во-первых, были определены и описаны условия актуализации
профессиональных стандартов, выявлены и обобщены эффективные практики работы с уязвимыми категориями населения на основе межведомственного взаимодействия в условиях перехода на профессиональные стандарты и подготовлены рекомендации, которые переданы в регионы, – они превратились фактически в «дорожные карты» апробации и внедрения таких профессиональных стандартов: что надо делать в 2017–2019 годах в соответствии с требованиями постановления Правительства от 27 июня 2016 года.
Чтобы изучить, что происходит в регионах, мы вместе с рабочей группой Минтруда и со всеми ведомствами провели очень серьёзный мониторинг, в котором участвовали почти 2,5 тысячи человек из 82 регионов Российской Федерации. Все данные мы передали в совет.
Что самое главное мы можем сказать? Что мы видим по результатам применения таких профессиональных стандартов?
Первый вывод, который мы делаем: межведомственное взаимодействие в социальной сфере становится, а многими и определяется как приоритетная технология социальной работы, в первую очередь с такими уязвимыми категориями населения, как семьи, находящиеся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, неблагополучные семьи и замещающие семьи; несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении и юридически значимой ситуации (это трудная жизненная ситуация, связанная с семейным контекстом), дети – потерпевшие от криминальных действий, дети-правонарушители на досудебной стадии, дети с отклоняющимся поведением, дети, имеющие конфликт с законом, находящиеся в воспитательных учреждениях закрытого типа, подростки, употребляющие психоактивные вещества, выпускники учреждений для детей-сирот и несовершеннолетние, пострадавшие от жестокого обращения. И следующая категория – это, конечно, инвалиды и дети-инвалиды.
Коллеги,
это действительно факт: в 52 регионах эффективность работы на межведомственной основе подтверждена результатами, свидетельствующими о наличии межведомственного взаимодействия при оказании социальных и иных услуг. Если мы возьмём пятилетнюю давность, когда совет начинал работать, решение такой серьёзной проблемы продвинулось вперёд, и она является ключевой.
Теперь
главный результат. Профстандарты, сейчас мы понимаем, оказались важной работой. Я ещё могу отнести сюда профстандарт педагога-психолога, который введён сейчас по указанию Министерства образования и науки. Он тоже, по существу, является межведомственным, потому что мы видим из анализа 57 организаций: педагоги-психологи работают в самых разных организациях, имея свою квалификацию.
Фактически эти стандарты оказались эффективным социальным инструментом развития и оказания помощи и социальных услуг в регионах. Это первое.
В чём это выражено? Мы говорим, что возникают региональные точки роста, которые опираются на лучшие практики. Мы подготовили и передадим в совет по результатам апробации в этом году опубликованный анализ лучших практик. Есть удивительные результаты. В регионах разные протоколы. О чём сейчас Елена Юрьевна говорила – здесь дело даже не в том, чтобы отнять у психиатров их работу, здесь нужно очень грамотно, правильно распределить эту работу, чтобы была понятна ответственность по каждому случаю. Здесь показаны разные практики решения разных вопросов. Вот это очень важно.
Второе, что мы видим. Регионы начали подсчитывать, какие специалисты, для каких задач им нужны. Они не знали этого. Но сейчас начинается этот подсчёт, и они готовы отвечать цифрами. Самое главное, что они сейчас говорят: у них не хватает подготовленных кадров адресно с учётом данных профессиональных стандартов. Мы с Ольгой Юрьевной уже разговаривали. Конечно, было бы очень хорошо, чтобы соответствующие ФГОС были разработаны и такая система подготовки кадров стала бы адресной работой в Российской Федерации. Потому что профстандарты, которые есть, – ведомственные – не охватывают специфики этой межведомственной работы. Нам очень нужно готовить специалистов для таких организаций, чтобы они работали с данными профстандартами социальной сферы.
И последнее. Это замечательная площадка. Люди, которые здесь сидят, руководители секций, дружат, они связаны между собой, на конференциях все встречаются. Проблема общая: как помочь уязвимым категориям. Я сейчас не как ректор говорю, а как эксперт: без такой серьёзной дискуссии, обсуждения, без такого серьёзного экспертного сообщества сами организации будут испытывать значительный дефицит.
Хочу всех коллег поблагодарить за участие в этой работе, коллег из смежных ведомств (я отношусь к образованию) и, конечно, Ольга Юрьевна, Вас за то, что Вы эту работу инициировали в 2013 году – эти профстандарты. Она дала очень хорошие результаты.
Материала встречи на сайте Правительства России*****
18 Декабря 2017 года Ректору ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»
Виталию Владимировичу Рубцову вручена
Благодарность Правительства Российской Федерации за большой личный вклад в содействие реализации социальной государственной политики, развитие благотворительности и попечительства в социальной сфере от Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева.www.mgppu.ru
На развитие сайта