В МГППУ завершилась Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональный стандарт педагога-психолога: итоги апробации и приоритеты применения».
Сегодня подошла к концу конференция, посвященная обсуждению результатов апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» и перспектив его применения в системе образования. Конференция продлилась два дня,
18 и 19 декабря, и проходила в Московском государственном психолого-педагогическом университете. В Конференции приняло участие более 400 человек: более 150 человек очно и более 250 дистанционно.
В первый день Конференции помимо пленарного заседания прошли пленарная дискусся на тему «Региональный опыт апробации и применения профессионального стандарта «педагог-психолог» и симпозиум «Подготовка психолого-педагогических кадров для системы образования», включающие открытые дискуссии по данным темам. Среди выступивших на пленарном заседании были
Александр Асмолов, Виталий Рубцов, Юрий Зинченко, Елена Метелькова, Светлана Минюрова, Евгений Ямбург.Александр Асмолов, доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени Ломоносова, директор Федерального института развития образования, в своем докладе «Практическая психология образования: от «систем» к «судьбам» отметил:
– Психологи, придя 30 лет назад, привели к смене картины мира. Сегодня меняется сама миссия образования и роль психолога. Если раньше образование было трансляцией знаний, то сегодня это индустрия возможностей развития. Отсюда следует установка: мы должны учить учиться. Учитель и психолог сегодня – это мастера конструирования мотивации. Ключевая компетенция сегодня – это генерирующая компетенция по обновлению компетенций.
Виталий Рубцов, ректор Московского государственного психолого-педагогического университета, представил результаты апробации и применения профессионального стандарта «педагог-психолог»:
– Мы собрались здесь, чтобы обсудить результаты апробации профессионального стандарта педагога-психолога. Итог и финиш нашей «дорожной карты», утверждённой в 2015 году – это очень серьёзный результат. У педагога-психолога есть метакомпетенции, которые связывают его с другими специалистами – с клиническим психологом, с учителем. Необходимо искать методы и протоколы, практики, формы взаимодействия разных специалистов. Это командная работа, которая должна быть четко регламентирована.
Об организации командной работы со сложными категориями детей рассказал
Евгений Ямбург, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, заслуженный учитель Российской Федерации, директор ГБОУ г. Москвы «Школа №109»:
– Как руководитель группы разработчиков обсуждаемого профессионального стандарта, могу сказать, что главные компетенции, которые мы закладывали в профстандарт, – это психолого-педагогические и коммуникативные компетенции. Если педагог-психолог не будет ими обладать, он не сможет работать в классе. Существует также ценностная проблема. Это проблема, которую невозможно решить без общего культурологического подхода, без мобилизации всех знаний о человеке. Школа ведь стоит не на луне, а в каком-то культурном контексте, который необходимо учитывать.
Татьяна Абакирова, кандидат психологических наук, заместитель директора по научно-методической работе ГБУ Новосибирской области Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования», выступила с сообщением на тему «ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) как ресурс психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Она поделилась своим региональным опытом:
– Новосибирская область – один из субъектов Российской Федерации, в которых был апробирован профстандарт. Любая апробация – это риск, а чтобы снизить риск, его нужно осмыслить. Поэтому мы очень ответственно подошли к своей задаче. Пока нам не удалось сделать так, чтобы в каждом учреждении был свой педагог-психолог. Стоит проблема и повышения квалификации, и регламентации деятельности специалистов ПМПК, и психологического обеспечения организации инклюзивного образования. Но упомяну также и о положительной динамике: количество ППМС-центров (центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи) в области выросло с шести в 2005 году до шестнадцати в 2016 году.
Основные акценты дискуссии – это отношение к педагогу-психологу как к профессионалу, вписанному в профсреду, а также индивидуализация – персональные чеки, участие в персональных грантах.
Дефицит компетентности в основном связан с работой с особыми категориями детей – это отмечают все регионы.
Светлана Алехина, кандидат психологических наук, доцент, проректор по инклюзивному образованию Московского государственного психолого-педагогического университета, высказала также следующее опасение:
– Почему педагоги-психологи не поспевают за инклюзией? Мы учим их работать с одаренными детьми, с девиантными, но не учим работать с тем разнообразием, с которым они сталкиваются каждый день на рабочем месте. И если психолог не придет в класс, мы так и будем опаздывать за инклюзией. Также нужно научить их работать с другими участниками образовательного процесса. Эффективность – в синтезе, в качестве связей.
Марина Егорова, кандидат педагогических наук, декан факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета, затронула тему подготовки современных психологов. В своем докладе «Проекты примерных основных образовательных программ высшего образования по профилю «педагог-психолог» она заявила следующее:
– Учебный процесс – это живой процесс. В 2017 году мы открыли набор на образовательные программы 3++, но они уже требуют корректировки. Практико-ориентированная образовательная программа, построенная в модульном формате, реализуемая в сетевом взаимодействии – это та задача, которая стоит перед подготовкой современных психологов.
Участники Конференции обсудили сложившуюся в современном обществе ситуацию неопределенности, которая отражается в том числе и в подготовке будущих психологов. Татьяна АРТЮХОВА, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии с курсом ПО, руководитель психологического центра Красноярского государственного медицинского университета им. проф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, в своей презентации «Подготовка психологов для системы образования: вызовы времени» сообщила:
– Мы должны учить педагога-психолога жить и работать в ситуации неопределенности. У нас профессия такая: подразумевает повышение квалификации длиною в жизнь. Например, один из вызовов времени таков: родители сейчас социально незрелые, следовательно, их дети тоже. И сопровождение таких детей должно начинаться в младенчестве, потому что в детском саду будет уже поздно.
Во второй день конференции прошли три тематических симпозиума: «Развитие психологической службы системы образования в Российской Федерации», «Оценка квалификации педагогов-психологов» и «Организация межведомственного взаимодействия при реализации прав ребенка на психологическую помощь в системе образования».
Елена Самсонова, кандидат психологических наук, руководитель научно-методического центра Института проблем инклюзивного образования Московского государственного психолого-педагогического университета, рассказала о психолого-педагогическом сопровождении детей с особыми образовательными потребностями на разных уровнях общего образования:
– Учитель организует работу в классе следующим образом: ребенок сидит, ребенок пассивен, поднимает руку – отвечает. Субъектный подход, индивидуализация не применяются у нас в образовательной практике. Вопрос о технологиях «провисает», практика не меняется. Необходимо внедрять технологию консилиума и командный подход.
Прозвучала тема специфики работы психолога в системе высшего образования.
Ирина Макарова, кандидат психологических наук, доцент, директор Центра психологического консультирования НИУ «Высшая школа экономики», прочитала доклад «Психологическая служба университета: проблемы и перспективы развития»:
– Существуют некоторые проблемы, связанные с работой психолога в вузе. У него очень большое разнообразие задач и функций. Иногда психологам приходится выполнять даже не свойственные им функции, например, функции силовых ведомств – вести борьбу с экстремизмом. Этим должен заниматься не психолог. Отсутствует специальный этический кодекс. Отсутствуют нормы по количеству специалистов. Один психолог может приходиться в одном вузе на 700 студентов, в другом – на 30 000.
Также докладчики коснулись темы этических стандартов деятельности педагога-психолога.
Ирина Умняшова, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета, председатель Московского отделения Федерации психологов образования России, представила презентацию на тему «Этические нормы деятельности психолога в системе образования»:
– В Америке и в Европе этические кодексы существуют уже много лет и уже претерпели несколько обновлений. У нас тоже профессиональное сообщество публикует этический кодекс, но есть запрос на внесение в него изменений. Чтобы доработать этот кодекс, нужно составить рабочую группу из специалистов разных профилей, а также нужен этический комитет, который будет работу этой рабочей группы курировать.
Ирина Дубровина, доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, член президиума Федерации психологов образования России, дала следующий комментарий пресс-службе МГППУ:
– Что такое психолог при решении проблем воспитания? Чего не хватает современным детям? Им не хватает деятельности, им не хватает команды. Было проведено исследование, которое показало, что самая популярная детская книга в книжных магазинах – «Тимур и его команда». Ребенок хочет делать что-то, знать, что создает что-то значимое, а не только учиться. Это и называется деятельностью. Отсутствие деятельности приводит к недоразвитости личности.
Ольга Карабанова, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заведующий кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, также высказалась по теме:
– Существует проблема, которую надо решать. Это проблема согласования профессиональных стандартов педагога-психолога, учителя, дефектолога, медицинского психолога – всех этих специалистов. Потому что иначе это чревато перегрузками и профессиональным выгоранием. Также хотелось бы отметить, что пока отсутствуют показатели оценки эффективности школьной психологической службы, мы дальше никуда двигаться не сможем.
В 17:00 произошло торжественное закрытие Конференции. Организаторы попросили участников в течение двух дней направить свои предложения в Резолюцию конференции и в План реализации концепции развития психологической службы.
Светлана Алехина наградила руководителей пилотных площадок грамотами за усердную работу по апробации профессионального стандарта педагога-психолога. В завершение она сказала:
– Дорогие коллеги! Двери нашего университета всегда открыты для вас. 2018 год уже на пороге, и у нас составлен очень интересный календарь событий. Нужно расширять горизонты и разрушать границы. Только тогда мы с вами будем эффективными!
Презентация пленарного доклада В.В. Рубцова "
Апробация и применение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: региональный опыт"
Видеозаписи первого дня конференцииwww.mgppu.ru
На развитие сайта