19 ноября 2017 г. исполнилось 95 лет со дня рождения Юрия Валентиновича Кнорозова, гуманитария-полигистора - историка, этнолога, лингвиста, эпиграфиста. Всемирную известность принесла ему дешифровка письменности майя. Письмо - система знаков, но его дешифровка недоступна компьютеру. Потому что через эту систему передается некое обращение, к которому нужно подобрать смысловой ключ. И значение знака открывается через смысл обращения, привносимый в него одними людьми для других и самих себя. Людьми, а не машинам, которым передать смысловой ключ невозможно, поскольку трансляция смысла предполагает живое общение. И определяет структуру письма.
Кнорозов, по сути, реконструировал логику человеческих обращений в в культуре майя. Ребенком Юрий Кнорозов рисовал... шифры. Но, между прочим, маленькие дети на стадии рисования "каляк-маляк", легко определяют, что изобразил сверстник. Потому что, кроме смысла, мало что могут передать в изображении. Дети, между прочим, тянулись к нелюдимому и суровому на вид профессору Кнорозову (
источник)... Дети и кошки.
Так случилось, что один из немногочисленных российских гуманитариев, чье имя при жизни стало мировым, лауреат престижных зарубежных премий и наград, да и Государственной премии СССР, окончил свою жизнь на коридорной койке питерской больницы весной 1999 г. В одиночестве унеся с собой свой собственный неразгаданный смысловой "шифр".
Владимир Кудрявцев
"Не верьте в компьютеры"
Директор Мезоамериканского центра им. Ю. В. Кнорозова РГГУ Галина Ершова рассказала Кириллу Журенкову о неразгаданных загадках цивилизации майя11.12.2017
В ноябре исполнилось 95 лет со дня рождения Юрия Кнорозова — человека, дешифровавшего письменность майя. О том, какие еще загадки остались у этой легендарной цивилизации, "Огоньку" рассказала его ученица — профессор, директор Мезоамериканского центра им. Ю. В. Кнорозова РГГУ Галина ЕршоваОбыватель знает о древних майя на уровне желтой прессы: кто-то слышал про конец света, якобы указанный в календаре майя, но так и не случившийся в 2012 году. Кто-то смотрел фильм Мела Гибсона "Апокалипсис" — кровавые жертвоприношения, жестокость, погони... Однако ученые-майанисты утверждают: все гораздо интереснее. И просят не верить голливудским страшилкам.
Интересно, что правду о майя мы можем узнать из первых рук, и это повод для национальной гордости: именно в России дешифровали письменность древней цивилизации — благодарить нужно лингвиста, эпиграфиста и историка Юрия Кнорозова. На самом деле открытия такого уровня происходят раз в столетие: например, в XIX веке расшифровкой письменности древних египтян прославился француз Жан-Франсуа Шампольон. Ну а XX век сделал знаменитым Кнорозова и его работу над письменами майя.
Сегодня в РГГУ работает так называемый Мезоамериканский центр, носящий имя ученого, а возглавляет центр его ученица, профессор Галина Ершова. На минувшей неделе Галина Гавриловна вернулась из Гватемалы, где в Национальном университете Сан-Карлос ей была вручена степень Почетного доктора, и сразу после возвращения встретилась с корреспондентом "Огонька".
— Галина Гавриловна, насколько расшифровка письменности майя — исключительный случай?— Поверьте, это большая редкость. У того же Шампольона, дешифровавшего древнеегипетское письмо, задача была довольно простой: он изучал так называемый Розеттский камень, где один и тот же текст был продублирован египетскими иероглифами, египетским демотическим письмом и на древнегреческом, который он знал. Сейчас с этим справился бы даже школьник. Занятно, что, когда встал вопрос о дешифровке письма майя, Шампольон еще был жив. Ему отправили письмо с просьбой помочь в дешифровке, но, говорят, он так и не ответил...
Вообще, удачных попыток дешифровки неизвестной письменности очень мало. Например, статистический анализ еще до Кнорозова пытался использовать англичанин Майкл Вентрис: так, он пытался прочитать знаменитый Фестский диск (артефакт предположительно минойской культуры, на который нанесены загадочные письмена, см. "Детали" — "О"), и потерпел неудачу. А вот Юрию Валентиновичу удалось невозможное: он создал целый научный метод расшифровки древних систем письма и позднее его группа помогла в изучении протоиндийского письма, письма острова Пасхи...
— Может ли этот метод помочь в разгадке зашифрованных текстов?— У Кнорозова была установочная публикация, где он отвечал на этот вопрос: дешифровка неизвестного языка и чтение зашифрованного текста — разные вещи. В одном случае порядок естествен, в другом — нарушен. В одном — забытый, неизвестный язык, в другом — современный. То есть это принципиально разный подход.
Но главное: чтобы прочитать текст, он должен быть большим, целостным, написанным в едином стиле и выдержанным в одной культуре. По сути, если бы трех рукописей майя не существовало, письменность этой цивилизации так и осталась бы нерасшифрована.
— Неужели даже компьютеры не могут помочь?— Не верьте в компьютеры. Когда Кнорозов дешифровал письмо майя, какие-то люди из Новосибирска сделали на основе его материалов компьютерную базу данных и даже преподнесли это Хрущеву как машинную расшифровку. Однако надо понимать: в компьютер можно заложить только то, что предварительно сделал человек,— вот и вся правда.
Расшифрованная тайна— Как вообще получилось, что Кнорозов увлекся расшифровкой письменности майя?— Заниматься разгадкой тайн его приучили еще с детства. Родители Юрия Валентиновича воспитывали своих детей по системе психиатра Владимира Бехтерева — пытались понять склонность каждого ребенка и ее развить. В результате из пятерых детей двое стали лауреатами Госпремии — невероятный эффект! Так вот сохранились детские рисунки Кнорозова: он придумывал какие-то шифры, очень этим увлекался... Так что интерес к письменности майя появился у него не на пустом месте. Ну а вплотную он подошел к ее расшифровке в 1940-е.
— Насколько я знаю, есть всего три рукописи на языке майя, которые Кнорозов изучал. А куда делись все остальные?— Никакой тайны здесь нет. Бумага в жарком и влажном климате сохраняется плохо. Один мой коллега еще студентом ездил в Мексику на практику и забыл записную книжку на улице. Когда он забрал ее вечером, бумага вся была в "кружевах" — проще говоря, изъедена жуками. Прибавьте к этому войны, слом культурной традиции — словом, неудивительно, что сохранилось всего три книги майя, в свое время вывезенные испанцами. Их обнаружили в XVIII веке и даже пытались расшифровать — безуспешно.
— А как это удалось Кнорозову? Секрет откроете?— Секрет — в анализе частотности употребления знаков. Это самый первый, но очень важный шаг в любой дешифровке. Напомню, что существуют разные виды письменности: буквенная, где буква соответствует звуку, слоговая, где знак соответствует слогу, и идеографическая, где знак соответствует понятию, как, например, у китайцев. Скажем, лучшие словари китайского насчитывают до 50 тысяч знаков, газеты — около 5 тысяч. И когда ты хочешь дешифровать какой-то текст, первое, что нужно понять,— к какому типу он относится. Поэтому для расшифровки нужен большой объем знаков — например, в трех рукописях майя оказалось 355 знаков, это было большим везением. Проанализировав их, Юрий Валентинович понял, что имеет дело не с идеографическим письмом, как у китайцев, и не с буквенным, как у нас, а с вариацией слогового письма, по типу индийского.
Следующий шаг был не менее сложен — определить, какие знаки употребляются чаще, а какие — реже. Ну, например, понятно, что чаще всего употребляются предлоги, значит, часть знаков подпадет под эту категорию... И Кнорозов сделал подробные подсчеты, попытался определить структуру текста. Затем взял "алфавит де Ланды" и попытался уже прочитать сами тексты.
— Что это за алфавит?— Его составил второй епископ Юкатана (полуострова в Мексике) Диего де Ланда, живший в XVI веке: это был список соответствий между иероглифами майя и испанскими буквами. Парадокс в том, что ни один исследователь так и не смог расшифровать письменность майя с помощью этого алфавита — получалась бессмыслица. Его даже считали мистификацией... Так вот Кнорозов понял, в чем дело, и в 1952 году опубликовал знаменитую статью: в ней он доказывал, что "алфавит де Ланды" содержал слоговые символы, а не буквы. То есть получалась классическая история о недопонимании: писцы майя, помогавшие в составлении алфавита, записали соответствие знаков майя не испанским буквам, а названиям испанских букв. Чувствуете разницу?
Это открытие, сделанное Кнорозовым, по сути, стало прорывом... Дальше началась кропотливая бухгалтерская работа: чтобы зафиксировать значение того или иного знака, нужно было найти его в нескольких местах и получить там осмысленные фразы, да еще с условием, что этот знак читается одинаково... И вот так, постепенно, само письмо было дешифровано!
— Раскройте, пожалуйста, интригу — что было в рукописях?— Это оказались жреческие требники, как их определил Кнорозов. Расписания различных мероприятий — праздников, жертвоприношений, сельскохозяйственных работ — на основе астрономии и календаря. Например, "Парижская рукопись" (две других хранятся в мадридской и дрезденской библиотеках) оказалась наиболее астрономической, в ней изложено общее видение звездного неба и космоса, как это описывали астрономы майя.
— Получается, теперь вы можете спокойно читать тексты этой цивилизации?— Да, каждый год очередные археологические раскопки дают новые и новые примеры — на камнях, на керамике, на предметах мелкой пластики, так что объем огромный.
— А какие самые примечательные?— Ну, например, у майя есть некий аналог "Книги мертвых" — текст, называющийся "Формула возрождения". Его наносили на поминальные керамические сосуды: там описывалось, как человек умирает, спускается по холодной лестнице к Летучей мыши, Ягуару (то есть к различным зодиакальным созвездиям), очищается и, наконец, попадает к некоей женщине для возрождения. Выходит, это идея реинкарнации в чистом виде.
Конец света, которого не было— Я где-то читал, что уровень знания астрономии майя был сравним с современным уровнем...— Это недалеко от истины: все древние цивилизации увлекались астрономией, так они пытались спрогнозировать будущее. Астрономия позволяет понять цикличность природных явлений, например, определить, когда нужно сажать или снимать урожай. Это, по сути, жизненная потребность.
Для майя она была важна еще и потому, что зодиакальные созвездия там воспринимались как предки-животные. Майя считали небо и землю единым пространством, между которым перемещается человек. Поэтому им так важно было наблюдать за звездным небом. В следующем году мы будем делать проект по наскальной живописи, нам обещали показать одну древнюю астрономическую площадку в горах: по словам местных, там есть все ориентиры, чтобы вести астрономические наблюдения, так что ждем новых открытий.
— Несколько лет назад, в 2012-м, весь мир обсуждал наступление конца света по календарю майя. Конец света не наступил, но вопросы остались. Майя действительно предсказывали катаклизм?— Если честно, я уже устала развенчивать эту ерунду. Смотрите: календарные вычисления, с которых все началось, были давным-давно найдены на разбитой панели в городище Эль-Тортугеро (Мексика). Часть этой панели вывезли в США, часть осталась в Мексике — такая вертикальная панель и два "ушка". Так вот дата, которой напугали мир, была отмечена на одном из этих "ушек".
Что это была за дата? Объясняю. Начало мира по календарю майя приходится на 3114 год до н.э. (это аналог нашего сотворения мира). Сам календарь включает в себя 13 циклов. И в 2012 году 13-й цикл должен был завершиться: то есть точка весеннего равноденствия переходила из созвездия Рыб в созвездие Водолея. Все! Закончился один цикл, начался другой. И ни слова про конец света.
— А как же нисхождение страшного Болон Йокте, которое майя якобы обещали в тот самый день?— Болон Йокте — это просто планета Марс в своем синодическом 780-дневном периоде. Майя нужно было привязать конец цикла к какому-то событию. Вот они и рассчитали, что Марс в этот момент начнет делать такую реверсивную петлю. Так что никаких сенсаций.
— Можете тогда развенчать еще один миф? По поводу кровавых жертвоприношений майя. Их тоже не было?— Жертвоприношения были, но в исключительных случаях. Например, если возникала засуха или эпидемия, если приходили враги, тогда на небо, к предкам, отправляли посланников. Это было почетно, какого-нибудь оборванца туда не пошлешь. Могли отрубить голову или вырвать сердце, практиковалось сбрасывание в колодец — тут, конечно, из песни слова не выкинешь. Люблю историю про некоего Хунак Кееля с Юкатана. Его бросили в колодец, но то ли он просто выжил, то ли кого-то подкупил, и несколько дней спустя вернулся живым, да еще и имел наглость заявить: предки, мол, отправили его назад — править майя. Жрецам пришлось сделать Хунак Кееля одним из правителей.
И все же хочу подчеркнуть: жертвоприношения майя не были ни настолько массовыми, ни настолько кровавыми, как это показал Мел Гибсон в своем фильме. Напротив, людям давали наркотики, чтобы им не было больно. Есть интересный факт: испанцы в какой-то момент отказались от работ индейских мастеров в религиозной скульптуре — те изображали Иисуса Христа на кресте со спокойным, довольным лицом, потому что, по их представлениям, он не испытывал боли.
— Ваши претензии к Гибсону только в этом?— Что вы, там все кино абсолютно безграмотное, а ведь мог бы нанять консультантов, почитать исследования. Вот он утверждал, что в фильме говорят на древнем языке майя... Послушайте! Да это же современный диалект каких-то подсобных рабочих с Юкатана, которые даже на нем говорят с ошибками. Или вот еще: мне непонятно, почему жертвоприношения ассоциируются только с майя. А у древних славян на Масленицу — это что? Те же самые человеческие жертвоприношения, только в какой-то момент их заменили куклой. Все цивилизации прошли через это!
— Как насчет пирамид? Их действительно построили майя?— Ну а кто же еще? Люди, рассказывающие про инопланетян, просто показывают собственное невежество...
— А геоглифы в долине Наска? У вас есть научное объяснение этим изображениям?— Вообще-то долина Наска находится в Перу, это уже не майя. Однако геоглифы действительно встречаются по всей Америке: мне ближе теория, согласно которой это храмы под открытым небом. В сухом климате, когда даже пирамиды строили из необожженной глины, в таких храмах не было ничего необычного. Большинство фигур — те же самые родовые животные, в них проходили ритуальные действия. Часто говорят, что геоглифы видно лишь с воздуха. Ну и что? Поднимитесь на гору и посмотрите, для этого не нужен инопланетный звездолет.
— Раз уж мы с вами развенчиваем мифы, не могу не спросить про сокровища майя, которые искали испанцы. Были сокровища или тоже сказки?— Майя действительно рассказали испанцам о сокровищах на севере, скрытых в семи пещерах. Испанцы тогда снарядили экспедицию, много ее участников погибло, а результат — лишь бирюза и черепки. Разгадка в том, что для мезоамериканцев эти северные Семь пещер — символ Большой медведицы (которую составляют семь ярких звезд.— "О"). Если хотите, образ мудрости, а не золотишко.
Золото вообще пришло к майя довольно поздно и не имело для них такого значения, как для нас. Иногда из золота делались изделия ритуального характера — посмотрите в Эрмитаже на замечательный бубенчик. Однако больше всего сами майя любили жадеит, или нефрит, а в качестве монет использовались зерна какао. Словом, испанцам особо нечем было поживиться.
Музыка древних майя— Что сейчас происходит в исследованиях майя? Успехи есть?— Наш успех уже в том, что сейчас в Латинской Америке работают сразу два научных центра Российского государственного гуманитарного университета — один в Мексике, в городе Мерида (штат Юкатан), другой — в Гватемале, на озере Аматитлан. Что касается проектов, то сейчас в разработке "Эпиграфический атлас майя". Еще Юрий Валентинович мечтал создать "корпус текстов" майя, наподобие того, что есть в египтологии,— своего рода библиотеку, к которой может обратиться любой ученый в любой точке света. Этим мы и занимаемся: копируем тексты, опознаем их, читаем. Проект идет четыре года, мы уже "обработали" целые города, вроде Тикаля и Киригуа (крупнейшие городища майя, расположенное в Гватемале.— "О"), изучили все найденные там тексты — буквально с каждого камня. Чтобы добраться до некоторых из них, приходилось строить леса, использовать особую аппаратуру. Например, тени от солнца мешают распознавать письмена, покрывающие поверхность стелы или пирамиды, поэтому многие тексты фотографировали ночью.
Плюс работа в запасниках местных музеев, куда свезены предметы из этих городов. Сейчас наши сотрудники делают их 3D-проекции. За последнее время мы уже заработали хорошую репутацию среди коллег-ученых, и если в каком-то городе находят очередной артефакт, именно нас зовут делать его съемку.
— При этом, как я слышал, вас интересует не только материальное наследие майя...— Все верно, мы также пытаемся реконструировать их духовные представления — изучаем тексты, артефакты, опрашиваем ныне живущих потомков майя. Мой любимый ракурс в этом проекте — реконструкция музыки майя. Только представьте: о ней сегодня ничего не известно. Если от древней перуанской музыки кое-что сохранилось, то здесь — пустыня. И вот недавно мы получили доступ к уникальной частной коллекции из примерно 5 тысяч музыкальных инструментов древних майя, нашли мексиканского специалиста, который помогает нам с их изучением. По сути, сам процесс ничем не отличается от дешифровки письменности: чтобы понять музыку майя, нужен огромный массив предметов, на основе которого можно что-то реконструировать. На данный момент удалось определить важнейшие вещи: тоновые наборы, гаммы, аккорды. Например, оказалось, что у флейт древних майя было сразу по три октавы. Все это очень кропотливая и медленная работа, но ее необходимость давно назрела: сейчас музыку майя изображают так — дуют в какие-то ракушки или свистят, как ягуар. Но к их настоящей музыке эти упражнения отношения не имеют.
— Напоследок хотел узнать о другом вашем проекте, не связанном с майя,— изучение феномена ламы Итигэлова (по легенде, в состоянии медитации лама ушел в нирвану, а его нетленное тело было обретено спустя много лет). Почему вы заинтересовались этим феноменом?— На самом деле, связь с майя прямая: меня интересует проблема смерти в системе верований человека. Да и сам Кнорозов интересовался шаманскими практиками: дипломная работа Юрия Валентиновича была посвящена мазару (или месту, почитаемому мусульманами как святое.— "О") Шамун Наби в Средней Азии. Так что интерес к феномену ламы Итигэлова был вовсе не случаен.
К тому моменту его тело уже было перенесено в Иволгинский дацан, уже началась мумификация, но мягкость тканей еще сохранялась. Я привлекла завотделом идентификации личности Российского центра судмедэкспертизы Виктора Звягина, мы провели необходимые исследования: оказалось, к примеру, что в поверхностных слоях кожи содержится много брома, думаю, лама Итигэлов принимал бром перед уходом для того, чтобы ввести себя в состояние торможения.
— И каков ваш вывод? Мы имеем дело с чудом? С наукой? Или с чем-то еще?— Думаю, с помощью самогипноза он ввел себя в состояние торможения жизненных процессов, сходное с анабиозом. Анабиоз вообще сидит во всех нас как некий резервный механизм, он связан с так называемыми бурыми жирами, расположенными у позвоночника. Так вот у кого-то механизм вхождения в анабиотическое состояние может включиться совершенно случайно: как, например, у итальянской святой Розы. В свою очередь, йоги разработали методику целенаправленного вхождения в анабиоз. Видимо, лама Итигэлов решил опробовать похожую методику на себе — в качестве некоего послания в будущее. Однако проблема даже не в том, чтобы войти в такое состояние, а в том, чтобы из него выйти,— представляете, какая идет нагрузка на сердце!
В целом механизм мне понятен, и сейчас было бы любопытно повторить этот эксперимент, пригласить хороших гипнологов. Но я хочу подчеркнуть: мой интерес — исключительно научный и никак не связан с буддизмом. Подобные практики распространены повсюду: интересно было бы найти в них что-то общее...
Беседовал Кирилл ЖуренковЪ
На развитие сайта