На этой неделе мой гость - человек, которого я давно считаю членом своей семьи. Хотя для многих, в том числе - для меня он является одним из самых авторитетных экспертов в области современной психологии творчества. Автор капитальной монографии "Психология конструкторской деятельности" (1983), книг "Психология решения школьниками творческих задач" (1983), "Трудовое воспитание и техническое творчество" (1985), многочисленных статей. Создатель уникальной системы развития, тренинга и диагностки творческих способностей "КАРУС" (аббревиатура от названия стратегий решения творческих задач: комбинирование, аналогизирование, реконструирование, универсальная и случайная подстановка, спонтанность). Киевский ученый Валентин Алексеевич Моляко - академик Академии педагогических наук Украины, доктор психологических наук, профессор, зав. лабораторией психологии творчества Института психологии им. Г.С.Костюка АПН Украины, шеф-редактор журнала "Одаренный ребенок".
Невзирая на занятость (празднование юбилея Психологического института РАО, встречи с коллегами, интенсивное общение с моим сыном Кириллом и т.д.), В.А.Моляко нашел время ответить на некоторые мои вопросы.
-Уважаемый Валентин Алексеевич, если можно, как в детстве - дядя Валя, одна из ваших статей называется "Психологическая безопасность творческой личности". Я знаю, что этой проблемой вплотную занимается Ваша киевская лаборатория. А Вы-то сами себя чувствуете в безопасности, когда восходите на шаткий путь создания чего-то нового? Для посетителей нашего сайта этот вопрос особо значим, поскольку они в большинстве своем - люди ищущие.
-Лично для меня здесь проблемы нет. Когда я встаю на этот путь, то чувствую максимальную защищенность от негатива внешней реальности. Я как бы оказываюсь в подводной лодке, или точнее - на воздушном шаре, на котором перемещаюсь в те сферы, что являются для меня естественной стихией. Растворенность в этой стихии позволяет мне чувствовать себя независимым, отвлеченным от элементраных воздействий обыденности и от более сложных проблем, с которыми я сталкиваюсь. В реальном же повседневном мире я чувствую себя таким же незащищенным, как любой другой человек. Так называмые "классические" опасности и случайности, детерминированные какими-то проявлениями "постмодерна," - все это делает меня элементарной мишенью, которая может быть поражена многократно в любое время, в любом месте.
-Я часто привожу пример: по некоторым историческим сведеньям, первый газопровод построили в одном из городов Китая в 15 веке. Это было единственное сооружение такого рода: в других местах на его воспроизведение был наложен запрет - инженеры и строители претворяли свое уникальное Небесное предназначение. Сейчас на дворе эпоха торжества "постмодерна" (тенденции дали о себе знать еще в 1960-х гг.): авторство - ничего, массовое тиражирование - все. Это все больше касается не только промышленного производства, но и человеческих отношений. Почитайте современную литературу, посмотрите современные фильмы... Так что же, нам теперь с Вами, дядя Валя, менять профессию?
-Смена своей профессии - дело абсоютно индивидуальное. Каждый сам принимает решение об этом независимо от времени, тем более - суетной конъюнктуры. Это решение рождается в сложном переплетении обстоятельств объективного и субъективного порядка. Что касается возникновения новых профессии, то это диктуется не только уровнем общественного развития, но и качественным состоянием мира как целого. Космонавтика, микроэлектронника или даже маркетология - это профессионализированное Мировоззрение. Оно всего приоткрывает что-то новое в мире. Для этого люди и получают новые профессии. А значит, творчество никогда не умрет (хотя и может "затаиться на время"), как бы того не желали самые отчаянные адепты "постмодерна". Будут новые "китайские водопроводы", новые "Сикстинские Мадонны", новые "модели ДНК"... Их созданием и займутся новые профессиналы. А понятие профессионализима в своей высшей точке - тут я соглашусь с Товием Васильевичем Кудрявцевым - совпадает с понятем творчества.
-Вас связывали с Товием Васильевичем отношения, близкие тем, которые связывали меня с Вашим другом Василием Васильевичем Давыдовым. Поделитесь, пожалуйста, самыми яркими впечатлениями об этих людях.
-Если бы я взялся писать мемуары, то этим людям стоило бы посвятить отдельные главы. Сейчас ограничусь лишь одним, попытавшись ответить на вопрос, что их роднило. И тот, и другой для меня - полиличности, а не моноличности. Я имею в виду необычайное богатство интересов, человеческих проявлений и реальных достижений, причем в каждом случае - на высочайшем профессиональном уровне. Товий Васильевич - поэт и психолог. (Да-да, слово "поэт" я поставил вперед вовсе не случайно.) Василий Васильевич - самый романтический психолог, из тех, кого я знаю, как это упрощенно и парадоксально ни звучало бы. И наоборот. Если Т.В. - блистательный логик в анализе технического творчества, то В.В. - выдающийся логик (не только психолог!) нашего времени, открывший фундаментальные законы развивающегося человеческого мышления.
-Насколько я знаю, "КАРУС" - достаточно операциональная и технологичная модель развивающей, тренинговой и диагностический работы. Почему в свое время Министерство обороны СССР обратилось к Вам с просьбой "расшифровать" некоторые дополнительные "секреты" Вашей модели?
-К сожалению, Министерство обороны СССР обратилось ко мне слишком поздно. К тому же оно послало ко мне не совсем тех людей, которые могли бы внятно и вразумительно разобраться в этих самых "секретах". Это - одна из главных причин падения Союза в стратегическом противостоянии миру и самому себе.
-Вашему перу принадлежит небольшой, но яркий очерк о психологии глупости и зависти. Честно говоря, мне всегда было интересно, что существует, к примеру, психология ума (интеллекта, мышления), но не существует психологии глупости. Не то чтобы меня это удивляло, нет: глупость (равно как и зависть) - понятия, несущие некий этический подтекст. А потому на их психологический анализ пало негласное вето. Даже о низком уровне умственного развития (УР) предпочитают говорить преимущественно в связи с анализом дефектов и задержек УР. И все же. Соотносимо ли понятие об известных "уровнях" УР с тем же понятием глупости? Или же последнее схватывает некую особую реальность?
-Диспропорции в изучении глупости и ума в упрощенном варианте объяснимы хроническим дефицитом именно интеллектуальных проявлений у существа вида homo sapiens. Нам мало интересно акцентироваться на глупостях, учитывая их изобилие. Нужно компенсировать интеллектуальный дефицит. Это характерно для сех слоев населения, представителей всех профессий и т.д. - от домохозяйки до физика-теоретика и топ-менеджера. Коротко, но предельно откровенно говоря: кому интересно простянно думать и тем более говорить о собственной глупости?! ...Отсюда и все проявления мании величия. В том числе - в непаталогических формах. Что касается конкретной части твоего вопроса (о связи уровней УР с феноменом глупости), то я не располагаю на сей счет данными.
-А нельзя ли ответить так... Помните эксперименты по психологии мышления с использованием гештальтистсткой методики подсказок? Работая с подобной методикой представители школы С.Л.Рубинштейна (А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская м др.), очень отчетливо показали: на первых стадиях решения задачи испытуемый подсказку не "берет", а когда основательно покопался в ее содержании - принимает как нечто естетственное. Пусть тут не "уровни", а фазы функциогенеза мысли. Но там, где речь идет о начальных фазах, нельзя ставить диагноз: "глупость". А вот если - проведем теперь параллель с повседневной жизнью - даже "помучавшись" над содержанием жизненной ситуации, но так и не углубившись в него, человек не замечает очевидной подсказки, то этот "диганоз" будет более близким к действительности...
-Возможно, но это требует предварительного размышления.
-Помимо многого другого, нас объединяет с Вами любовь к Японии. Что Вы один знаете о Японии такое, чего не знают другие, к примеру, - я?
-У каждого из нас своя Япония. Чем больше мы знаем Японию, тем более сложен и индивидуализирован ее образ, тем труднее переводим он на язык другого человека. Это можно сказать далеко не о каждой стране.
-Как публикующийся и признанный литератор - поэт, прозаик, переводчик, кажется, еще и драматург, Вы из виртуала без собственного хайку не уйдете.
-Вот вольный перевод с украинского:
Туман над озером
Взлетел белым конем
В траве запел сиреневый кузнечик.
-Валентин Алексеевич готов по 9 апреля включительно отвечать на вопросы наших посетителей в Гостевой книге сайта, если таковые возникнут. Но Вы, дядя Валя, обмолвились о каких-то условиях...
-На умные вопросы готов ответить. На глупые - мы лучше ответим сами себе.
На развитие сайта