Я познакомился с
Нифонтом Борисовичем Долгополовым почти 40 лет назад. Он, совсем молодой, пришел учить меня экспериментальной психологии - на пару со своим другом Игорем Борисовичем Гриншпуном. А потом было веселое лето 1979 г., когда мы с моим другом Андрюшей Спицыным проходили практику в хоздоговорной лаборатории у «Борисычей». С разговорами о науке, дивными лаборантками и, чего греха таить, красным вином. Нас, вчерашних школяров, приняли на равных (нам было по 18 - впрочем, и им всего по 26), и за это лето мы скачком повзрослели. Настолько, что уже тогда поняли: фантастическая долгополовская самоирония - один из ликов таланта. А это очень важно для взросления: вначале разглядеть в человеке талант, а потом уж педагога. Потому что невозможно учиться без вдохновения. А сам Нифонт Борисович, именитый, признанный подвижник практической психологии, до конца оставался феноменальным, одаренным, вдохновленным учеником.
Он совершил переход из «физиков в психологи», не покидая большой студенческой скамьи в МГУ. Как часто бывает, его решение полностью оправдало себя. Нифонт Борисович ведь потом «посылал людей в будущее» (см. ниже), предварительно разведав его сам, примерив к себе. «Квантовые скачки» - это по-долгополовски.
Его назвали в честь деда – Нифонта Ивановича Долгополова, известного хирурга, дворянина, социал-революционера. Его общественная деятельность «отмечена» депутатством в Госдуме, а до этого - двумя ссылками и дружбой с классиком казахской поэзии Абаем, с которым он познакомился ссыльным в Семипалатинске. В круг общения Н.И. Долгополова входили Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, В.Г.Короленко, П.А.Кропоткин, В.В.Вересаев, Н.А.Семашко. Это – далеко не полный перечень имен. Полушутя, внук говорил, что в нем сидит бунтарство от деда. Хотя он просто перенял семейный дух свободы, который царил и внутри и вокруг него. В ту – немыслимую по тем временам – свободу мы студентами и окунулись, став на время участниками жизни лаборатории.
Так вышло, что, покинув альма матер, я больше ни разу не свиделся с Нифонтом Борисовичем (с Игорем мы время от времени пересекались). А он, вместе с Игорем же, удивительно продуктивно прививал к нашим психологическим березкам черенки психодрамы (о ней мы с Андреем впервые узнали тем летом от «Борисычей» - на лекциях еще «не проходили»). Психодрамы и гештальт-терапии. Которые соединились в футорпрактике - психологической работе с будущим.
Собственно, это и есть то, чем призван заниматься психолог, любой психолог. Человек - существо, которое живет только в будущем. Если он начинает цепляться за соломинку прошлого и хвататься за бревно настоящего, то его туда все равно выталкивает жизнь - вместе с тем и другим. Наши корни - впереди нас. Нас, которых тащат - и именно за «корни» - вперед наши же желания, мотивы, цели. И не каждый способен осознать эту абсолютную «норму жизни», а осознав - принять и понять, что с этим делать. Лучшей помощи, чем Нифонт Долгополов, едва мог бы предложить другой консультант и терапевт.
Прочитал заметку Нифонта Борисовича (публикуется ниже): он ничуть не изменился с тех пор. Если не считать того, что его вчера не стало. В своем
ЖЖ он написал об ушедшем в 2013 г. друге Игоре Гриншпуне: «...Рядом с Игорем всегда было хорошо и безопасно расти или просто впитывать жизнь». Они снова рядом. Остальным остается «расти и впитывать жизнь».
Владимир КудрявцевИз Fb Нифонта ДолгополоваГригорий Юдин:
Почти год назад Нифонт Долгополов написал этот текст. К тому моменту от него успели многократно отказаться и похоронить его все онкологи Москвы. А он продолжал жить. Месяц за месяцем, год за годом. Продолжал работать и начинать новые проекты. А потом возвращался к удивлённым врачам и заставлял себя лечить. Продолжал радовать изумительную молодую жену. Приходил, обвешенный трубками и аппаратами, и находил слова поддержки. Улыбался и подмигивал. Дал жизнь замечательному маленькому сыну и открыл ему дорогу в большой мир - у сына всегда будет путеводная звезда, мужественный и мудрый папа.
Нифонт изобрел свой рецепт против болезни - Рецепт Клеща. Сегодня Нифонт ушёл, а рецепт навсегда оставил нам.
4 средства против РакаУау! Первый день весны, а у меня сегодня юбилей. За последние два года я закончил 50-й цикл химиотерапии. Иногда я в порядке комплимента или поддержки слышу: «Ты герой!». Мне приятно, конечно, когда хвалят, но внутри себя я-то знаю, что никакого особого геройства не произвожу, а просто следую, насколько мне удается, четырем, как ныне модно всуе говорить, «трендам» в своем характере:
1. Я изворотливый и скользкий тип. Интеллигентные люди в позитиве называют это качество «креативностью». (На планете Земля часто этим словом покрывают всякое западло…).
Ну а по-простому это свойство неплохо описано в старой еврейской байке: «Беременная на позднем сроке приходит к врачу и говорит: «Вы знаете, по-моему, мой ребенок как-то совсем неправильно расположился в животе, боюсь проблем при родах…». Доктор осматривает ее и горестно-озадаченно чешет репу: «Да уж… Совсем неудачно…». Потом вдруг спрашивает будущую мать: «А вы кто по национальности? А отец?». «Мы оба евреи…» - растерянно отвечает она. Врач с облегчением выдыхает: «Ну тогда волноваться не о чем! Как-нибудь выкрутится!».
2. Второе – я достаточно тупой. Когда меня спрашивают: «Что ты чувствовал, когда за эти 6 лет болезни бывал чуть ли не за гранью?». А я почти с некоторой виноватостью нечленораздельно бормочу: «Мммм…».
Да потому, что я собственно ничего не чувствовал, как там это называется, перед лицом Смерти или крутой Опасности. Впрочем, и не собираюсь. Поскольку для меня это лишнее, перебор. Как, возможно, и для воина македонской фаланги при неотвратимом приближении яростной персидской конницы или смертоносных боевых слонов. А нужно просто тупо слушаться звенящего в мозгу приказа: «Держать строй!».
3. Третье – я очень ленив. И я привык уже к этому немного сумасшедшему образу жизни Психолога, с его замороченностью про ценность внутреннего мира, «целительность» контакта с другими людьми… Еще я успел за свои 63 года привыкнуть к своим близким и друзьям, которых я как умею, люблю, а когда это не удается, как умею, ненавижу, и мне лениво их терять…
Лениво менять эту уже сложившую в воспоминаниях и буднях свою Жизнь на нечно иное. Тем более, что в другие Миры я не особенно верю, так как привык к средневековой ленивости «бритвы Оккама» - лишние сущности и навороты мысли надо отсекать…
Посмотрел я на перечисленные три качества…Какие-то они… социально некрасивые что-ли… Думаю, может четвертое поприличнее как-то назвать- типа целеустремленность, настойчивость, воля. Потом вздохнул с огорчением- если по-честному (а уж пора бы…), то четвертое качество никакого отношения к высшим корковым функциям не имеет. А похоже является организмическим рефлексом, как у простейших - амеб всяких, инфузорий…
4. Итак, четвертое – я немного похож на клеща – в том, как он умеет цепляться всеми лапами, и уж не знаю, чем еще… Так, что его хрен вытащишь или сдвинешь.
Я иногда учусь в обратку у своей дочери этой цеплючести и упертости, вспоминая эпизод из ее школьного детства. Как–то зимой, уже заполночь, я заметил свет в ее комнате. Постучавшись, вошел и изумился увиденной картинке. Десятилетняя Маша, в пальто и меховой шапке, сидит на подоконнике и немного раскачиваясь, вперилась в какую-то книжку. - Маша??!! – Я должна выучить до завтра этот текст! – Почему на подоконнике?! – На холоде я смогу заставить себя не уснуть и дожать задание!...
Ну вот как то так…
На развитие сайта