Сейчас в социальных сетях популярно видео. У доски стоит малыш лет четырех. На доске написано: «3+2=…». Малыш в затруднении. И тут товарищ, такой же малыш «подсказывает» - показывает растопыренную пятерню. Ребенок поворачивается к доске и после «равно» рисует ладошку с пятью пальцами, обводя мелом собственную руку.
Не станем обсуждать, насколько уместно давать такие задания малышам. Просто здесь налицо тенденция. Чаще всего - провоцируемая взрослыми. Они ведь все хотят сделать детям доступнее (а заодно и себе... проще). Путая доступное и понятное. Из-за того, что, например, букву г детишкам постарше в прописях стилизуют под уточек-лебедок, они этих птичек еще долго в тетрадках рисуют. И не по привычке. Просто не воспринимают букву как особый - идеальный объект, который отличается от реального. А таких объектов - целый мир. Мир идеальных объектов – чисел, формул, моделей… Мир, в который по-настоящему предстоит войти в школе. И не Платон его изобрел, а все мыслящее человечество вместе. Слова не похожи на предметы, которые ими названы. То же и с цифрой: «двойка» может обозначать двух уточек, а видна одна. Отсюда и вся проблема с абстрактным мышлением в школе. Хорошо, что пальчиков на руке - 5! Но если бы это решало проблему!
Один из моих учителей, выдающийся психолог А.В. Брушлинский в своих экспериментах выкладывал перед детьми - старшими дошкольниками, которые уже умели считать, как минимум, до пяти, 5 предметов. И просил показать рукой, где 5. Ребенок указывал не на всю совокупность (множество, состоящее из 5 объектов), а тянул пальчик к ПЯТОМУ предмету в ряду. Именно он для ребенка и есть ПЯТЬ. Классик детской психологии Жан Пиаже прославился на весь мир изучением этих и смежных феноменов. Они так и называются - «феномены Пиаже». Когда видимое принимается за реальное положение вещей, упрощенно говоря.
Такое сложное и парадоксальное занятие - думать. И не только для детей. Учет «возрастных возможностей» - пустые слова без понимания логики развития, в которой и нужно строить любую образовательную программу.