Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Достаточно ли для мышления пяти пальцев?

Достаточно ли для мышления пяти пальцев?

  • Закладки: 
  • Просмотров: 699
  •  
    • 0
5

Сейчас в социальных сетях популярно видео. У доски стоит малыш лет четырех. На доске написано: «3+2=…». Малыш в затруднении. И тут товарищ, такой же малыш «подсказывает» - показывает растопыренную пятерню. Ребенок поворачивается к доске и после «равно» рисует ладошку с пятью пальцами, обводя мелом собственную руку.

Не станем обсуждать, насколько уместно давать такие задания малышам. Просто здесь налицо тенденция. Чаще всего - провоцируемая взрослыми. Они ведь все хотят сделать детям доступнее (а заодно и себе... проще). Путая доступное и понятное. Из-за того, что, например, букву г детишкам постарше в прописях стилизуют под уточек-лебедок, они этих птичек еще долго в тетрадках рисуют. И не по привычке. Просто не воспринимают букву как особый - идеальный объект, который отличается от реального. А таких объектов - целый мир. Мир идеальных объектов – чисел, формул, моделей… Мир, в который по-настоящему предстоит войти в школе. И не Платон его изобрел, а все мыслящее человечество вместе. Слова не похожи на предметы, которые ими названы. То же и с цифрой: «двойка» может обозначать двух уточек, а видна одна. Отсюда и вся проблема с абстрактным мышлением в школе. Хорошо, что пальчиков на руке - 5! Но если бы это решало проблему!

Один из моих учителей, выдающийся психолог А.В. Брушлинский в своих экспериментах выкладывал перед детьми - старшими дошкольниками, которые уже умели считать, как минимум, до пяти, 5 предметов. И просил показать рукой, где 5. Ребенок указывал не на всю совокупность (множество, состоящее из 5 объектов), а тянул пальчик к ПЯТОМУ предмету в ряду. Именно он для ребенка и есть ПЯТЬ. Классик детской психологии Жан Пиаже прославился на весь мир изучением этих и смежных феноменов. Они так и называются - «феномены Пиаже». Когда видимое принимается за реальное положение вещей, упрощенно говоря.

Такое сложное и парадоксальное занятие - думать. И не только для детей. Учет «возрастных возможностей» - пустые слова без понимания логики развития, в которой и нужно строить любую образовательную программу.


Источник видео: канал Mimi la Trouillasque на YouTube.


Владимир Кудрявцев




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Збигнев Бжезинский: старые прогнозы для новой доски?
27-05-2017
Збигнев Бжезинский: старые прогнозы для новой

Умер Збигнев Бжезинский, которым в 1970 – 1980 гг. пугали советских людей. Он не был «серым» гением стратегического кукловодства
Первый раз в детский сад...
11-11-2008
Первый раз в детский сад...

Чрезмерная брезгливость: что с этим делать?
02-04-2006
Чрезмерная брезгливость: что с этим делать?

  • Календарь
  • Архив
«    Август 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Август 2018 (31)
Июль 2018 (49)
Июнь 2018 (41)
Май 2018 (31)
Апрель 2018 (60)
Март 2018 (53)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх