Збигнев Бжезинский: старые прогнозы для новой доски?
Закладки:
Просмотров: 802
0
Умер Збигнев Бжезинский, которым в 1970 – 1980 гг. пугали советских людей. Харьковчанин – по рождению, поляк – по национальности и первоначальному гражданству, американец – по способу думать и делать. Один из тех, кто в телевизоре и на кухнях боролся за звание главного дестроера советского строя.
Он не был «серым» гением стратегического кукловодства в политике. Мыслителем в политике – да, был точно. А для телевизора и кухни любой мыслитель – демон. «Куклы» его интересовали меньше всего. Разменные фигуры на «Великой шахматной доске» (название знаменитой книги Бжезинского). Его волновало, как меняется конфигурация самой доски в целом, независимо от того, кем заполнят ту или иную клеточку. Да и сама целесообразность постановки вытекала из сути этой трансформации. Ближе к концу 20 века политика перестала держаться на политиках. В том числе – американских. Надо сказать, что сами «куклы», «фигуры» часто не выдерживали уровня мышления Бжезинского. Включая его патрона Картера, который в свои 90 с лишним ездит рыбачить на озера Кольского полуострова. И это было одной из причин издержек американской гегемонии.
Пол Холландер прекрасно показал, что антиглобализм – это всего лишь антиамериканизм. Но дело в том, что геополитическое расползание Америки по миру, прежде всего – в Евразийское пространство, было бы невозможным, если бы мир сам не был к этом подготовлен, сам того бы не желал. Вне зависимости от того, применяется или не применяется для этого сила. И то, что предлагал Бжезинский, было лишь проверкой мира на прочность, порой циничной. Но это – цинизм холодного мышления, а не политики. И страстной интеллектуальной игры на доске. Мир не выдержал этой проверки интеллектуально, а потом уж экономически и политически. Можно было выжать остаточные силы из СССР афганской провокацией. Но ведь мы до сих пор убеждены в том, что великую (без иронии) страну уничтожила Америка, а не то, что к началу 80-х оставило нас при остатках изнутри.
И еще. Мир по-прежнему озабочен положением «фигур» на «доске» – своих и чужих. Вспомните, как мы совсем недавно «выбирали» американского и французского президентов. Реорганизация поля, тем более, ее непростые законы, интересует большинство в последнюю очередь. В одном из последних интервью Бжезинский говорил: доминанта российской политики - забота о благополучии элит, и это – огромная опасность для власти. Значит, и для страны.
Запад долгое время держался и во многом продолжает держаться на том же самом – просто силы держаться у него больше. Как и сдерживать издержки. Но он уже осознал эту опасность. И не только в лице Бжезинского. Один мой американский коллега говорил мне: американцы не понимают в какой империалистической стране они живут, а русские – в какой капиталистической… Капиталистической - в худшем смысле этого слова.
Почему бы не прислушаться к отдельным предупреждениям Збигнева Бжезинского, который и на склоне лет продолжал учиться у истории, пересматривая свои позиции? Прислушаться и подумать. Вместо того, чтобы заново претворять в жизнь его старые прогнозы (проекты). На новой доске.