«Визг и крик», в России существуют и другие профессиональные объединения учителей - нормальная реакция «любителя» на не самую лестную оценку профессионального сообщества. В данном случае - оценку усилий по созданию образовательных стандартов для ЕОП, т.е. Единого образовательного пространства (на сайте об этом - здесь и здесь). Нормально и то, что от имени «любителей» реагирует министр образования Ольга Васильева. Она ведь не обязана быть профессионалом-предметником. Она – профессиональный управленец, профессионал-министр.
Но раз так, придется учесть, что профессиональное сообщество – не только группа недовольных экспертов, но еще и подчиненные Васильевой. «Визг и крик» - в ответ на достаточно серьезные аргументы в профессиональном управленческом разговоре с подчиненными - это профессионально? В том числе – в смысле профессионально-корпоративной этики.
Хотя это в порядке вещей. Проблема - в непонимании очевидного. В странах, где всерьез занимаются образованием, это самое ЕОП уже давно построили на «разнообразии» всего вовлеченного в образовательное пространство. От разнообразия детей и образов детства - до разнообразия идей о том, как их учить, и подходов к построению образования в целом.
Я уже как-то приводил пример Канады. Там, вообще, нет федерального министерства образования, министерства существуют только в провинциях. И на огромной территории некому биться за сохранение ЕОП. Потому что его сохранность обеспечивается в рабочем порядке. Допустим, вы хотите поступить в один из университетов Британской Колумбии, но живете на другом конце – в Квебеке. В университете вас просто протестирует на предмет тех знаний, которые вы усвоили по школьным программам Квебека. Включая серьезное владение французским языком, хотя в Британской Колумбии говорят по-английски. Скорее всего, хорошие результаты будут свидетельствовать о вашей добротной общеобразовательной базе. А дальше, на этой базе учитесь, как принято в Британской Колумбии. Придется приложить некоторые усилия, но на то и обучение. Да и потом вы - из Квебека, а не с Нибиру. То же самое – и при переходе из школы в школу. «Школа жизни» вообще не преподносит уроков по одной и той же программе. Но «отличники» как-то выживают, а «двоечники» тонут и в однотипных заданиях.
В России проблема смены условий обучения – искусственно созданная. Порождена она не столько «конфликтом версий» в сфере образовательных подходов и даже не режимом системного расслоения, в котором пребывает страна «на местах» и in total, сколько воинствующим непрофессионализмом системы управления образования на всех уровнях. А чем хуже управление, тем серьезнее повод привлечь больше людей, чтобы улучшить ситуацию. Сорвав с других мест, где они ее успешно ухудшали. Так испокон воспроизводился у нас управленческий ресурс. Правда, не в таких масштабах, как сегодня.
А пресловутое разнообразие - это «медицинский», в смысле, «исторический факт», характеризующий образ жизни в современном мире. Сопротивление ему бессмысленно. Оно равноценно попыткам обернуть ход времени вспять, крутя назад стрелки неработающих часов. Этого может не понимать предметник, хотя думающий, судя по оценке министерского «прожекта» - понимает. А уж для управленца, тем более, федерального уровня, тем более, в статусе главного образовательного политика, это должно быть очевидно.
Не разделяю «либерального» беспокойства («визгов и криков», говоря солидным министерским языком): мол, заведут нас в средневековую темень. Хотя в этом есть что-то привлекательное. В Средневековье – это, стало быть, к Уильяму Оккаму с бритвой. И к Роджеру Бэкону, и к Ансельму Кентерберийскому, и к Пьеру Абеляру, и к Григорию Паламе... И, конечно, к Буридану с ослом. Вот только если сейчас Оккамовой бритвой да по Буридану, одни ослы от Средневековья и останутся. С карнавалом. Что дальше и продемонстрирует наш кейс.
Постоянный читатель моего сайта не даст соврать: я никогда не жалел добрых слов в адрес Ольги Юрьевны, когда она декларировала разумные вещи и находила адекватные решения. Но, похоже, сейчас министр пользуется специфической информационной базой для их принятия. Вроде той, что предоставляет ресурс «РИА Катюша». Наверное, не стоило делать рекламу одной из многочисленных черносотенных дыр «маргинета», но правила обязывают.
Некий аноним (а для публикации на сайте избран формат анонимок) воспевает «подвиг министра образования, которая «бросила вызов либерал-глобалистам с их «вариативностью» преподавания русского языка и литературы». Источник токсинов вариативности, осевших на три десятилетия в почве российского образования, - конечно же, психолог Александр Асмолов. Но за спиной этого «теневого министра образования» маячит еще более мрачная тень Льва Выготского.
Имеет смысл прочитать это полностью. Но заранее предлагаю читателю, хотя бы краешком прикоснувшемуся к теме, чем-нибудь пристегнуться, чтобы не выпасть из кресла:
Своим духовным гуру Асмолов всегда называл психолога Л. Выготского, стоявшего в 1920-е годы у истоков так называемой советской педологии. В основу этой «науки» были положены социал-дарвинистские, расистские принципы, разработанные Чарльзом Дарвиным и американским психологом Грэнвилл Стенли Холлом (сохраняем «катюшино» написание фамилий и имен. – В.К.). Выготский выступал продолжателем их идей.
Если вкратце, суть в следующем: сторонники педологии в вопросах воспитания и обучения детей отдают приоритет генетике и антропологии. С их точки зрения, способность к обучаемости у ребенка обусловлена генетически. Дети, происходящие из определенной социальной среды, якобы неспособны воспринимать учебные предметы в полном объеме — таких надо отправлять в спецклассы. Так же, как нацисты в Германии по черепу определяли расовые признаки, «ученые» от педологии по размеру черепной коробки делали вывод об умственных способностях детей. - Источник.
Уподобление педологов нацистам – это даже под плинтусом той пещеры, в которой обитают «катюши». Хотя верхняя граница плинтуса совпадает в данном случае с потолком. Что Сеть - из телевизоров разносится по домам то, что некогда бормоталось в пустоту специфическими пассажирами трамваев и стояльцами очередей. Численность маргиналов на порядок не возросла. Маргинальность стала нормой.
Что касается сэра Чарльза Дарвина, то ему досталось из всех пещер планеты столько, что одинокий гороховый выстрел «катюши», он как-нибудь перенесет. У нас с «ДарвинЫм» тоже давние отношения. Они зафиксированы в чеховском «Письме к ученому соседу» (кстати, к вопросу о преподавании литературы, а заодно и о «межпредметных связях»):
О. Герасим сообщил мне, что будто Вы сочинили сочинение в котором изволили изложить не весьма существенные идеи на щот людей и их первородного состояния и допотопного бытия. Вы изволили сочинить что человек произошел от обезьянских племен мартышек орангуташек и т. п. Простите меня старичка, но я с Вами касательно этого важного пункта не согласен и могу Вам запятую поставить. Ибо, если бы человек, властитель мира, умнейшее из дыхательных существ, происходил от глупой и невежественной обезьяны то у него был бы хвост и дикий голос. Если бы мы происходили от обезьян, то нас теперь водили бы по городам Цыганы на показ и мы платили бы деньги за показ друг друга, танцуя по приказу Цыгана или сидя за решеткой в зверинце. Разве мы покрыты кругом шерстью? Разве мы не носим одеяний, коих лишены обезьяны? Разве мы любили бы и не презирали бы женщину, если бы от нее хоть немножко пахло бы обезьяной, которую мы каждый вторник видим у Предводителя Дворянства? Если бы наши прародители происходили от обезьян, то их не похоронили бы на христианском кладбище; мой прапрадед например Амвросий, живший во время оно в царстве Польском был погребен не как обезьяна, а рядом с абатом католическим Иоакимом Шостаком, записки коего об умеренном климате и неумеренном употреблении горячих напитков хранятся еще доселе у брата моего Ивана (Маиора). Абат значит католический поп. Извените меня неука за то, что мешаюсь в Ваши ученые дела и толкую по-своему по старчески и навязываю вам свои дикообразные и какие-то аляповатые идеи, которые у ученых и цивилизованных людей скорей помещаются в животе чем в голове. Не могу умолчать и не терплю когда ученые неправильно мыслят в уме своем и не могу не возразить Вам.
А вот Стэнли Холлу уже досталось, в том числе, и от Л.С. Выготского за то, что не сумел по-настоящему разглядеть в человеке «умнейшее из дыхательных существ», потеряв его в их ряду. Пафос культурно-исторической теории Выготского в том и состоял, чтобы «найти» и «освободить» человека от тех ограничений в развитии, которые наложены природой на прочих «дыхательных существ». Включая детей с ограниченными органикой возможностями развития – уже не только «в теории», но и на практике. «Включая» буквально – в мир культуры, которой живет и дышит любой человек, чтобы стать «умнейшим» из всего живого и дышащего. И уже тем более – независимо от размера черепа и цвета кожи.
Лев Выготский - один из немногих, кто принес всемирную славу не только советско-российской психологии, но и всей отечественной гуманитаристике. И вот как-то в Нью-Йорке, на очередном его чествовании, к дочери – Гите Львовне, подошел участник мероприятия, афроамериканец и произнес: «Спасибо Выготскому! Он очень помог нам в борьбе за наши права»…
Впрочем, Стэнли Холл, хоть и не всегда «правильно мыслил в уме своем», тоже мог бы найти слово оправдания перед «катюшей». Он ведь выпестовал первого темнокожего обладателя Ph.D по психологии Фрэнсиса Самнера, который впоследствие стал инициатором демократических образовательных реформ в США и был назван ‘Father of Black Psychology’ - «Отцом черной психологии».
Теперь о «катюше». Девочка – врунья и, что хуже, глупенькая. Продемонстрируй она такие познания на экзамене по психологии, пусть даже не в качестве профильной дисциплины, выперли бы с двойкой. А в суровые советские времена – и из вуза, поскольку прочие познания «катюши», скорее всего, конгениальны.
Но коварный теневой министр Асмолов в процессе многолетних выготскианских камланий сгустил над нашим ЕОП атмосферу демократизма и либерализма. Любой нормальный, даже не самый одаренный умом двоечник не может не воспользоваться таким шансом. Скажем, найдя утешение в объятиях доброго начальства. Особенно, если начальству самому больше нечем себя утешить, кроме как по-матерински приобнять льнущего двоечника.
Владимир Кудрявцев
P.S. Почти оффтоп. О том, как эксперты побеждают профессионалов