Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Приращение надежды. К дню рождения Мераба Мамардашвили

Приращение надежды. К дню рождения Мераба Мамардашвили

  • Закладки: 
  • Просмотров: 205
  •  
    • 0
Мераб Константинович Мамардашвили
Мераб Константинович Мамардашвили.

15 сентября 1929 г. в грузинском Гори родился Мераб Константинович Мамардашвили, мыслитель, друг моих учителей, с которыми он учился на философском факультете МГУ.

Фихте как-то заметил: то, какую философию ты выбираешь, зависит от того, кто ты сам. Признаюсь честно: философия Мамардашвили – не мой выбор. Хотя от этого она, естественно, не становится хуже или лучше. Более того, я прекрасно понимаю, что и сама философия в СССР во многом держалась на мыслях таких людей, как Мераб Константинович и тех, кто думал и жил с ним в одном, довольно узком, кругу. Просто это – другой жанр философствования, отличающийся от того, которого учили меня представители того же самого круга.

Философия Мамардашвили – больше голос, чем речь, больше «общение», чем «обобщение» (в смысле Л.С.Выготского). Но речь, даже про себя, без голоса умолкает. А «обобщение», если оно не является «обращением» (Ф.Т. Михайлов) к кому-то думающему (включая себя самого), превращается в лекальную процедуру, в которой излишне понимание.

Так или иначе, мне интереснее личность философа Мамардашвили. И это нисколько не противоречит тому, что говорил его ближайший друг А.М.Пятигорский: философии не бывает без философа. И «Философ» – не просто биографическая приставка к тому, с чем он «вошел в историю».

А про историю Мераб Мамардашвили говорил: она - «кладбище человеческих не-рождений». Тогда как сам имел смелость родиться в истории.

Можно по-разному относиться к тому, что он говорил и писал, но на всем этом - печать рождения в истории, сродственность с ней. Не пафосная, не «на выход» в интеллектуальные салоны (которые он, правда, сам же и создавал вокруг себя, чаще невольно), а какая-то такая повседневная и без повода. Когда друзья спрашивали его, как он живет со всеми этими шумными коммунальными тетками и бытовыми пьянчужками в одной квартире, он отвечал: «С чего вы взяли, что я живу с ними? Я живу с Платоном, Декартом и Кантом!» Иной раз ему даже ставили в вину: толкует Декарт, как хочет. Можно подумать, что толкование философа философом – школьное изложение. Но лучше всего об этом сказал другой друг Мамардашивили, уже упомянутый Ф.Т.Михайлов, мой философский наставник: да, он прочитал Декарта не канонически («вычитав» в нем, в числе прочих, Августина - позволю себе вставить IMHO), но сумел сделать каноническим свое прочтение для современников. Философ ведь не застывает, как стрекоза, в янтаре эпохе. А растет со временем, покуда оно наполнено мышлением, т.е. не стало безвременьем. В условиях безвременья остается изучать стрекоз в янтаре.

Впрочем, вряд ли Мераб Константинович был совсем уж индифферентен и к тому, что творится на кухне. Он ведь писал: философ - это наблюдатель, шпион. И шпионит он за мышлением. В первую очередь - за своим. Но и за мышлением всех и каждого, в каких бы формах оно ни присутствовало. И... ни отсутствовало. Потому что «отсутствие мышления» - проблема не патопсихологическая, не дефектологическая, тем более, не психиатрическая, а философская.

На кухне - тоже кухня истории, главные секреты которой знает только философ.

Часто цитируют его слова.: жить с надеждой легко, попробуйте жить без надежды и учитесь… Цитируют, как водится, с утратой контекста, а, главное, смысла. У Мамардашвили любят выискать «красивости», пророчества, «гурачества» за которыми он, к слову, никогда специально не гнался. Все это бывало, но возникало спонтанно, а еще чаше воспринималось как таковое. Его главным делом было мышление, многие результаты которого не могу назвать бесспорными для себя. Но уж сам-то Мамардашвили прекрасно понимал: человек без надежды страшен. И имел ввиду совсем другое.

Ключ к нему - в другой мысли Мамардашвили (звучавшей на разные лады в истории культуры и до него) – о творцах, которые опускаются на самое дно темного колодца, чтобы под слоями донной грязи найти гармонию мира. В колодец их зовет именно надежда найти…

А жить с гармонией (тем более, предустановленной, как у Лейбница) – над головой – и вправду легко. Настолько, что порой не замечается ее отсутствие в голове и сердце.

Поэтому тень Вергилия (вера), присланная Беатриче (любовь), приглашает Данте пройтись во всем кругам Ада, которое он принимает. Не потеряв и даже прирастив надежду, несмотря на хрестоматийное предупреждение над вратами. За счет цены прогулки.

Владимир Кудрявцев




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Владимир Кудрявцев. Две заметки о Мерабе Мамардашвили
14-09-2016
Владимир Кудрявцев. Две заметки о Мерабе

Завтра 86-й день рождения философа Мераба Константиновича Мамардашвали. С некоторыми коррективами и дополнениями размещаю две
Мераб Мамардашвили – мыслитель, рожденный историей
15-09-2012
Мераб Мамардашвили – мыслитель, рожденный историей

О философии Мераба Мамардашвили
28-03-2005
О философии Мераба Мамардашвили

  • Календарь
  • Архив
«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Сентябрь 2018 (28)
Август 2018 (55)
Июль 2018 (50)
Июнь 2018 (41)
Май 2018 (31)
Апрель 2018 (60)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх