Александр Асмолов. Фото: Николай Галкин (ТАСС). Выдающийся психолог и педагог Александр Асмолов, ранее работавший директором Федерального института развития образования (ФИРО) и советником ректора Академии, отныне будет директором по гуманитарной политике Президентской академии.Назначение, произведенное приказом ректора РАНХиГС Владимира Мау, позволит теснее осуществлять координацию между гуманитарными направлениями подготовки, реализуемыми сейчас различными институтами внутри Академии.
Свое новое назначение Александр Асмолов прокомментировал специально для сайта Академии.
- Владимир Мау предложил, чтобы я поучаствовал в разработке приоритетных направлений РАНХиГС. Я обозначил то направление, которое сегодня называется
гуманистика, а именно – ремесло гуманистики и гуманитарных технологий как развитие человеческого потенциала, без чего теряется смысл любых управленческих решений, любых технологических решений, любой цифровизации.
Гуманитарность как humanity не сводится только лишь к гуманитарным дисциплинам. Прежде всего, humanity – это ремесло человековедения и человекознания. Сюда входят различные гуманитарные науки, социальные науки и точные науки, но, прежде всего, ключевой вектор идеологии – это движение, направленное на развития человеческого потенциала, а не человеческого капитала.Долгое время мы зацикливались на моделях человеческого капитала, где человек только ресурс, находились и продолжаем находиться под гипнозом этих разработок. Именно поэтому для меня образование, коммуникации связаны именно с развитием человеческого потенциала, возможностей человека отвечать на ключевые вызовы современности. Таких вызовов три: вызовы неопределенности, вызовы сложности и разнообразия. Отсюда и будет попытка в буквальном смысле посмотреть на любые программы через призму гуманистики: на программы образования, на программы управления, на программы, связанные с тем, что сегодня все больше набирает силу поведенческая экономика. Поэтому я и принял предложение Владимира Александровича заняться разработкой ремесла гуманистики как развития человеческого потенциала в нашей изменяющейся реальности.
Речь идет не столько о координации, сколько о создании пространства диалогов и переговоров, в которых блестящие специалисты из разных областей, таких как образование, гуманитарные науки, когнитивные науки будут обсуждать различные пути развития. Свою задачу я вижу в создании диалога между представителями разных областей исследования, чтобы мы не оказались, как оказываемся чаще всего сегодня, в состоянии эффекта Вавилонской башни, когда не можем договориться и увидеть перспективы, которые объединяют разные направления понимания человека.
В стенах Академии работают блестящие исследователи вариантов будущего. Вместе с тем в Московском университете, в Высшей школе экономики, в Санкт-Петербургском университете и в некоторых других институциях также есть уникальные линии, которые требуют совместного обсуждения и совместной разработки. Хотелось бы, чтобы, как любил говорить один из великих мастеров методологии гуманитарного познания Михаил Бахтин, сложилась полифония сознания, и чтобы мы смогли создать множество новых вариантов разработки будущего, а не заниматься только тем, что плетемся в хвосте у истории и угадываем тренды.
Мой любимый лозунг: «Не тренди!» – то есть не становись рабом трендов, не становись рабом прошлого и нарабатывай новые варианты развития в эволюции современных систем, направленное на движение от адаптивных моделей эволюции к преадаптивным моделям эволюции – полностью относится к тому, что мы пытаемся сделать, чтобы расширить творческое пространство социальных и межличностных коммуникаций Академии. Ранее об этом мы подробно говорили с Владимиром Мау в
интервью изданию Economy Times.
Александр Григорьевич Асмолов является одним из наиболее известных российских ученых в области гуманитарных исследований и образовательной политики. Он доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования (РАО). Является признанным лидером научного направления «Психология личности». Асмолов – автор полутора десятков монографий, многие из которых стали классическими. Он является лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области образования (2010) за создание цикла трудов «Формирование установок толерантного поведения и профилактика рисков ксенофобии в системе общего образования».
www.ranepa.ru
На развитие сайта