Рис. Алексея Меринова.
Олег Смолин
Недовольны, но ни во что не верим?
Большинство россиян отказались митинговать ради изменений к лучшему.
Социологи Левада-центра представили данные опроса о готовности россиян к различным действиям ради изменения ситуации в стране к лучшему. В тройке предпочтительных вариантов на первых местах относительно пассивные: семь из десяти опрошенных готовы голосовать на выборах за партии или кандидатов, предлагающих близкий им план преобразований, каждый второй — подписывать открытые письма и петиции, почти столько же — обращаться в органы исполнительной власти.При этом менее трети россиян (30%) готовы принимать участие в работе общественных и политических организаций. Работать волонтером высказали желание 24% опрошенных.
Готовность участвовать в уличных акциях проявили всего 22% (против 77%) опрошенных. Добиваться изменений при помощи выдвижения своей кандидатуры на выборах различного уровня готовы 10% опрошенных, а поддержать деньгами общественные и политические организации — 8% (
подробнее).
В этом опросе обращает на себя внимание несколько моментов:
Первый. Понижение тех, кто готов участвовать в протестах. Летом, когда обсуждалась пенсионная реформа таких было 53%, а сейчас лишь 22%. Понятно, что между намерением и реальным поведением большая дистанция, но даже намерения сильно изменились. Видимо, люди смирились с пенсионной реформой, с ростом цен из-за НДС.
Второй. Высокий уровень доверия к парламентским процедурам – 71% готовы голосовать за своего кандидата.
Хорошо, если бы они еще разобрались, кто их кандидат.Опыт встреч показывает, что многие граждане не имеют представления о том, как реально ведут себя фракции в Государственной думе.
А многие считают, что «все там в один цвет мазаны» (Голосование по скандальному законопроекту Клишаса сотоварищи о "Чебурнете" показала, что это не так: против проголосовали все фракции, кроме ЕР -
В.К.).Это играет на руку партии власти
Между прочим, на это заблуждение работают и многие СМИ, которые показывают дегенеративность и абсурдность поведения многих депутатов, закрывая глаза на положительные моменты.
Достаточно смотреть на результаты голосования по принципиально важным вопросам (повышение пенсионного возраста, повышение НДС, бюджет и т.д.), чтоб увидеть, что по ключевым вопросам, которые интересуют большинство граждан, позиции фракций отличаются радикально.
Третье. Обращает внимание то, что по другому опросу число граждан, что Россия идет не туда – достигло рекордного показателя в 49%.
Граждане недовольны, существующей ситуацией, курсом социально-экономическим курсом, но активно защищать свою позицию они не хотят.
Волна настроений вновь пошла в сторону благоприятной для власти.
www.smolin.ruКомментарий Владимира Кудрявцева
«Социальная шизофрения» - конечно, метафора. Но один из симптомов шизофрении – это отказ себе в том, к чему особо стремишься. «Социальная апатия»? – безусловно. Люди устали не только от бездарного, глупого, непрофессионального, смачно наплевательского правления. Устали, потому что «сидящие» упорно не хотят уходить, хотя их время давно кончилось (о чем свидетельствуют непрекращающиеся экономико-политические провалы государства). Власти утомили своей неуместностью во времени.
Системный страх. Страх, который вызван не только и не столько тем, что полицейская машина государства набирает обороты озверения. Еще и обычный страх изменений. Помноженный на страх «темной лошадки», которая эти изменения может принести. Ведь даже если поначалу ставить на «светлую», она уже в первом забеге способна сменить цвет. История знает примеры. Потенциальные репрессии – в хвосте страхов.
Крах убеждений, которые определяют собственную значимость. Шок честного признания собственной неспособности сделать взрослый, ответственный выбор. Хотя такое признание – последний шанс продемонстрировать свою зрелость, люди, чаще всего неосознаваемо, избегают его, как могут. Невзирая на факты, они будут твердить про «круг врагов», вместо того, чтобы «выявить и обезвредить» главного врага внутри себя.
Неверие. Неверие в будущее, которое в 21 веке уже вовсю хозяйничает в настоящем. Подмена этого неверия всякого рода религиозными верованиями – протезами «уверенности в завтрашнем дне».
Очевидно, что недовольство властью будет расти, а власть, – прав Олег Смолин, - будет себя чувствовать, возможно, не очень комфортно, но до поры до времени вольно. Вот только никто, ни власть, ни граждане, ни спецслужбы не знают, где начинается минное поле. 21 век – век игр без правил (в 20-м тоже играли, но с правилами) - предупреждений не расставил. Тем более, что основной заряд сегодня заложен не в почвах экономики и политики. Он сосредоточен в туманной, размытой, подвижной, меняющей очертания сфере общественно-человеческой психологии.
Может, и вправду послать вперед «темную лошадку»? Как минимум – безопаснее.
На развитие сайта