Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Проблема преемственности возникает там, где ценности не совпадают. Ольга Шиян о «правильном» диалоге воспитателя и учителя

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 545
  •  
    • 0
Ольга Шиян
Ольга Шиян, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ.

В дошкольных кругах часто жалуются на то, что школа игнорирует специфику дошкольного возраста, пытается диктовать и навязывать детскому саду свои учебные форматы работы и т.д. Сетования эти традиционны, и вроде как звучат они в защиту дошкольного детства и его самобытности. Защиты от школы, которая жестко регламентирована и сфокусирована на знаниях.

Но тут есть одна загвоздка: школа-то на самом деле должна быть вовсе не такой, и давно уже должна.

Школьный стандарт старше дошкольного на четыре года, и там прописаны всякие метапредметности – дети должны учиться планировать свою деятельность, решать конфликты, договариваться о распределении ролей, слышать друг друга, решать творческие задачи и многое другое, становиться субъектом своей деятельности.

И для дошкольного возраста все это тоже актуально!

Да, есть важные различия в возможностях планирования, например, или рефлексии у дошкольников и младших школьников, но гораздо более существенно, что эти умения универсальны, они являются ориентирами развития во всех возрастах. То есть должны являться.

И поэтому те занятия «по подготовке к школе», на которых учителя сажают дошкольников за парты в затылок друг другу и заставляют «писать палочки попиндикулярно» (с) – нарушают требования именно школьного образования.
То есть современного школьного образования.


И то, что школа так мало интересуется детским садом, точнее, если интересуется, то со стороны элементарной грамотности и произвольности, понимаемой как умение долго сидеть неподвижно, говорит прежде всего о дефицитах самой школы.

Если бы у школы в фокусе было развитие коммуникативных способностей, самостоятельности и субъектности, то ей очень было бы о чем поговорить с детским садом – поскольку у дошкольников все это может развиваться (а может не развиваться), и нормальной (развивающей) школе было бы очень интересно, чтобы сад двигался в ту же сторону! Более того, такой школе было бы крайне интересно, есть ли у детей возможности для развитой полноценной игры, достаточно ли ситуаций для развития воображения, поскольку все это и есть предпосылки подлинной учебной деятельности. А вот если все это школе не интересно, то, бьюсь об заклад, и с задачей развития у своих же учеников учебной деятельности она справляется неважно.

Нет никакой «проблемы преемственности», если и детский сад, и школа живут вчерашним днем. Если ни там, ни там нет места детской субъектности, сад и школа идеально подходят друг другу. Это тот случай, когда преемственность есть, а качества образования нет.
Также как подходят друг к другу дошколка и школа, когда их, наоборот, объединяют уже новые ценности. И поэтому, как отметила Татьяна Юстус, заведующая детским садом «Журавушка» при красноярской гимназии «Универс», проблема преемственности возникает там, где ценности не совпадают.

Но я ни в коем случае не хотела сказать, что в дошкольном образовании с этим все в порядке, а школа отстает. Этот «спор славян между собой» – кто развивается лучше: детский сад или школа – не имеет смысла затевать; проблемы совершенно аналогичные. Не забудем, что до сих пор для игры в садах время выделяется по остаточному принципу (см. недавнюю статью Татьяны Ле-ван о свободной деятельности в детском саду).

Недавно побывала я вместе с магистрантами на занятиях Галины Анатольевны Цукерман. Смотрела видео урока развивающего обучения, где дети спорят и обращаются друг к другу, сами создают плакаты с правилами и справочники, и находила все новые подтверждения тому, что водораздел проходит вовсе не между детским садом и школой, а между плохим образованием, где дети пассивны, и хорошим.

И что характерно: сама «преемственность» постоянно на слуху – ее обсуждают и ставят в планы мероприятий. Но мероприятия эти чаще всего не касаются сути проблемы – а она одинакова и для детского сада, и для школы: каким образом поместить в фокус новые образовательные результаты – детскую инициативность, субъектность, самостоятельность, познавательную инициативу, развитие детского сообщества и прочие универсальные ориентиры.

Они, с одной стороны, явно представляют собой ценность (по крайней мере их уже принято считать ценностями), но при этом они по-разному понимаются, и не очень понятно, как нужно организовать (или реорганизовать) жизнь в школе или в саду, чтобы она двигалась именно в нужном направлении. В этом месте и возможен разновозрастный проект: объединение усилий детского сада и школы тут может оказаться продуктивным.

Само обсуждение того, как выглядит инициативность или развитое детское сообщество у дошкольников и у школьников, чем они отличаются и в чем универсальны, может существенно продвинуть обе стороны. И дело не только в формировании «взаимного запроса» детского сада и школы (такие запросы чаще всего звучат как претензии), а именно в прояснении по дороге сути и даже ценностей: как действуют инициативные и безынициативные дети, есть ли у нас в школе/в саду пространство для проявления инициативности, да и нужна ли нам вообще детская инициативность – или без нее спокойнее.

Взгляд из детского сада в школу позволит смотреть на перспективу, взгляд из школы в детский сад позволит увидеть динамику.

Разница позиций воспитателей и учителей в таком диалоге может перестать быть помехой и поможет договориться об общих ценностях и создать проект содружественных действий.

Электронная газета "Вести образования"




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
О.К.Репина. Конструирование игрового сюжета как фактор развития мышления детей старшего дошкольного возраста. Автореферат кандидатской диссертации (с отзывом В.Т.Кудрявцева)
27-12-2008
О.К.Репина. Конструирование игрового сюжета как

Государственный стандарт дошкольного образования
19-06-2004
Государственный стандарт дошкольного образования

Защита диссертаций на соискание ученой степени.
16-12-2003
Защита диссертаций на соискание ученой степени.

  • Календарь
  • Архив
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Март 2024 (57)
Февраль 2024 (47)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (59)
Ноябрь 2023 (44)
Октябрь 2023 (48)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх