Обложка книги Франкл В. Воля к смыслу. Франкл В. Воля к смыслу. М.: Альпина Нон-фикшн, 2019. 228 с.
От издательства*«Воля к смыслу» — одна из самых авторитетных, блестящих, богатых на афоризмы и точные формулировки работ основоположника логотерапии, психиатра и невролога Виктора Франкла. Этот классический труд не утратил своей актуальности и написан столь доступно, что круг его читателей практически не ограничен. Автор выстраивает иерархию целей и ценностей и исследует многомерный потенциал личности, вмещающей в себя целый мир и ответственной за происходящее в ее судьбе. Говоря об экзистенциальном вакууме, стрессах и кризисах, воле к смыслу и жизни, о психологии и религии, Виктор Франкл дает ответы на вопросы, важные для любого современного читателя.
Приобрести книгу *Это - не первое издание книги на русском языке. В 2000 г. ее, например, совместно выпустили издательства "Апрель-Пресс" и "ЭКСМО-Пресс" (читать фрагмент на сайте). - Прим. В.К.Владимир Кудрявцев:Психологи-консультанты и психотерапевты через одного только тем и заняты, что разными способами «отпускают грехи», включая те, которых на человеке нет и которые сами же психологи придумали. Благо, Фрейд научил, и его уроки пошли впрок не только психоаналитикам. Франкл, пожалуй, первый, кто решительно отверг «терапию отпущением». Хорошо, пусть - не «отпущением грехов», а чем-то вроде адвокатуры.
Послушаем самого Франкла:
«Когда в рамках другого лекционного тура меня попросили выступить с обращением к заключенным тюрьмы Сан-Квентин, после этого выступления меня заверяли: узники впервые почувствовали, что их кто-то понимает. Ничего особенного я при этом не делал, просто воспринимал их как людей, а не воображал, будто имею дело с механизмами, которые надо исправить. Я воспринимал их так, как они сами изначально себя воспринимали, то есть как свободных и ответственных людей. Я не предлагал задешево отделаться от чувства вины, объявив себя жертвой биологического, психологического или социологического обусловливания. Я также не считал их беспомощными пешками на поле боя между «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Не обеспечивал им алиби, не отнимал у них вину, не находил для нее удобных объяснений. Я относился к этим людям как к равным. Они услышали от меня, что сделаться виновным — прерогатива человека и ответственность человека — преодолеть вину».
Воздержимся от критики чьих-либо концепций и подходов. Но есть модель работы, которая реализуется, часто стихийно, внутри разных практик с одной целью - найти оправдание тому, что переживает человек. Классический психоанализ в этом смысле, конечно, продемонстрировал особую изощренность. Настолько, что последователи Фрейда начали открещиваться: тут, мол, оправдывать нечего. Хотя я вижу в этом и некоторый смысл, если психоанализ принять как провокацию и сознательно повестись на нее. Можно даже в искусстве преуспеть.
Я - вовсе не «франклианец». Но я - не «франклианец», поскольку вообще не психотерапевт и смотрю на эти проблемы, как человек, занимающийся теоретической психологией. Вот если бы речь зашла об образовании и развитии, тут я, наверное, был бы пристрастнее... А штука в том, что «
оправдание человека» и «поиск правды о человеке» - немного разные смысловые установки. И да, люди могут идти к терапевту и за, и за этим, и за всем вместе. А с чем и за чем - осознают уж все они вместе. Поэтому в разных случаях и на разных стадиях могут оказываться эффективными разные терапевтические модели.
Логотерапия - это «поиск правды» per se, а не оправдания. Вероятно, исторический и биографический контекст, в котором она создавалась Франклом, объясняет, почему получилось именно так. А моя ирония адресована, скорее, уровню массовой практики. Я, к примеру, считаю прекрасным то, что делают мастера вслед за Эриком Берном. Но неофиты и ремесленники, не осмыслив внятных и ясных акцентов у Берна или Т.Харриса, бросаются занянчивать «внутреннего ребенка». И вся заявленная Берном оппозиция Фрейду летит... Т.е. получается еще более плоской вариант «оправдательности», когда человек ничего не узнает о самом себе, кроме популяризированного мифа о «внутреннем ребенке»...
И так везде. Тема непростая, и ее, конечно, стоит обсуждать не в формате краткого отклика на серьезную книгу.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта