Майя Ивановна Лисина (1929-1983) 90 лет назад в Харькове родилась детский психолог
Майя Ивановна Лисина (1929-1983), выдающаяся исследовательница младенчества, ученица подвижника науки о дошкольном детстве А.В.Запорожца.
Человек начинается с общения, которое постепенно принимает форму «дела», хотя и не сводится к делам большим и малым, но при этом сопровождает их, привнося в них смысл. Младенчество, по Лисиной, - маленькая жизнь, в которой есть свой Рубикон.
Там отчетливо прослеживается маленькая «коперниканская революция» в психологии ребенка и общающегося с ним взрослого, которая разворачивается на отрезке нескольких месяцев первого года жизни малыша. Примерно до начала второй половины первого года младенцу достаточно, чтобы взрослые просто проявляли по отношению к нему свои бескорыстные чувства любви, нежности, сопереживания и др. Нежные прикосновения, поглаживания, ласковый разговор вызывает яркие эмоциональные ответы у детей (улыбка, своеобразные вокализации, потягивание ручек и всего тела к взрослому и т.п.). М.И.Лисина, вслед за классиком детской психологии Д.Б.Элькониным, называет все это непосредственно-эмоциональным общением, где и происходит первое (не единственное) рождение «человеческого в человеке». А именно его тайну разгадывала М.И.Лисина.
Но вот Рубикон пройден. Во второй половине младенчества такое общение постепенно принимает форму «делового сотрудничества», связанного с решением простейших задачек – вместе поиграть с погремушкой, подтолкнуть партнеру (взрослому) мячик и т.п. Младенец начинает испытывать потребность
в оценке своего участия в «общем деле». Разумеется, в оценке положительной, но именно -
за дело. Годовалый ребенок может сопротивляться, если его долго гладить по головке «просто так». И наоборот, известны случаи детского госпитализма, дефицита общения (Дом ребенка, длительный больничный режим), когда дети этого возраста не способны включиться в сотрудничество, осуществлять элементарные совместные действия со взрослым для получения определенного результата (исследования С.В.Корницкой). Это – своего рода возвращение в первую половину младенчества или «застревание» в ней. Ребенку предлагают поиграть, а он просится на руки к взрослому, льнет, прижимается к нему.
Сегодня ребенок, по закону, имеет право на предоставление дошкольного образования с 2 месяцев. Образования – а не только присмотра и ухода. Взрослые бьются над тем, как обеспечить это права. Тогда как все возможности для этого найдены и оформлены в уникальных научных и научно-практических разработок Майи Ивановны Лисиной и ее школы.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта