Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Рубикон младенчества. К 90-летию М.И.Лисиной

  • Закладки: 
  • Просмотров: 326
  •  
    • 0
Майя Ивановна Лисина (1929-1983)
Майя Ивановна Лисина (1929-1983)

90 лет назад в Харькове родилась детский психолог Майя Ивановна Лисина (1929-1983), выдающаяся исследовательница младенчества, ученица подвижника науки о дошкольном детстве А.В.Запорожца.

Человек начинается с общения, которое постепенно принимает форму «дела», хотя и не сводится к делам большим и малым, но при этом сопровождает их, привнося в них смысл. Младенчество, по Лисиной, - маленькая жизнь, в которой есть свой Рубикон.

Там отчетливо прослеживается маленькая «коперниканская революция» в психологии ребенка и общающегося с ним взрослого, которая разворачивается на отрезке нескольких месяцев первого года жизни малыша. Примерно до начала второй половины первого года младенцу достаточно, чтобы взрослые просто проявляли по отношению к нему свои бескорыстные чувства любви, нежности, сопереживания и др. Нежные прикосновения, поглаживания, ласковый разговор вызывает яркие эмоциональные ответы у детей (улыбка, своеобразные вокализации, потягивание ручек и всего тела к взрослому и т.п.). М.И.Лисина, вслед за классиком детской психологии Д.Б.Элькониным, называет все это непосредственно-эмоциональным общением, где и происходит первое (не единственное) рождение «человеческого в человеке». А именно его тайну разгадывала М.И.Лисина.

Но вот Рубикон пройден. Во второй половине младенчества такое общение постепенно принимает форму «делового сотрудничества», связанного с решением простейших задачек – вместе поиграть с погремушкой, подтолкнуть партнеру (взрослому) мячик и т.п. Младенец начинает испытывать потребность в оценке своего участия в «общем деле». Разумеется, в оценке положительной, но именно - за дело. Годовалый ребенок может сопротивляться, если его долго гладить по головке «просто так». И наоборот, известны случаи детского госпитализма, дефицита общения (Дом ребенка, длительный больничный режим), когда дети этого возраста не способны включиться в сотрудничество, осуществлять элементарные совместные действия со взрослым для получения определенного результата (исследования С.В.Корницкой). Это – своего рода возвращение в первую половину младенчества или «застревание» в ней. Ребенку предлагают поиграть, а он просится на руки к взрослому, льнет, прижимается к нему.

Сегодня ребенок, по закону, имеет право на предоставление дошкольного образования с 2 месяцев. Образования – а не только присмотра и ухода. Взрослые бьются над тем, как обеспечить это права. Тогда как все возможности для этого найдены и оформлены в уникальных научных и научно-практических разработок Майи Ивановны Лисиной и ее школы.

Владимир Кудрявцев




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Две грани самостоятельности
14-11-2012
Две грани самостоятельности

К дню рождения Майи Ивановны Лисиной
20-04-2013
К дню рождения Майи Ивановны Лисиной

Владимир Кудрявцев. Две грани самостоятельности
02-07-2012
Владимир Кудрявцев. Две грани самостоятельности

  • Календарь
  • Архив
«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
Сентябрь 2019 (24)
Август 2019 (43)
Июль 2019 (41)
Июнь 2019 (40)
Май 2019 (49)
Апрель 2019 (50)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх