Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » День Победы: Россия и Казахстан, разъединяющее и объединяющее

День Победы: Россия и Казахстан, разъединяющее и объединяющее

  • Закладки: 
  • Просмотров: 286
  •  
    • 0

Источник фото.


Лайла Ахметова, доктор исторических наук, профессор КазНУ им. Аль-Фараби, наш добрый семейный друг, давно занимается исследованием Великой Отечественной войны и военных судеб казахстанцев. Я уже откликался на книгу «Яростный 1941. Размышления историков», которую она написала в соавторстве со своим учителем московским профессором В.Григорьевым. Одно из достоинств этой великолепной работы – зрячий, в отличие от слепого и, в итоге, злого, как иная любовь – патриотизм, свободный от какого-либо идеологического ангажемента. Беспристрастный и порой беспощадный - опять же в отличие от чувств «Шерочки к Машерочке». Только так можно осмыслить, что творилось со страной, поняв, в каких условиях его нарду дался великий, по сути, двойной подвиг. Историческое исследование – работа самосознания общества, народа, которому в лице историка остается быть честным наедине с собой. Как врачу-диагносту – чтобы исцелить и, по возможности, не допустить рецидивов.

Ситуация с празднованием Дня Победы в Казахстане и России – разная. В Казахстане этот праздник приходится «пробивать». Точнее – ему приходится «пробиваться» в гражданское сознание, вместе с теми смыслами, которые он несет, испытывая сопротивление политических и иных заграждений от исторической памяти о советском прошлом. В России этот праздник уже давно превращен в идеологическое удобство для действующей власти, на эксплуатации которого успешно наживаются коммерсанты. В таком виде его и «проталкивают» в массовое сознание, носителями которого являются, в значительной степени, чудовищно необразованные граждане.

Эффект один. Манкуртизация - обессмысливание, а значит, утрата исторического сознания. В том числе – и осознания себя победителем. И чувства достоинства победителя, лишь при сохранности которого можно двигаться вперед, создавая для своей страны историческую перспективу.


Из стенописи в Fb Владимира Кудрявцева.


«Можем повторить» - лозунг двоечника «по истории», не сдавшего исторический экзамен пораженца, а не победителя. Трудно сказать, чего в нем больше – гопнической глупости или девственной школярской гордыни.

Того же свойства - и заигрывание в войнушку с собственным прошлым, в котором пережиты и травмы советского тоталитаризма (можно подумать, что этих травм не испытала Россия), и торжество Победы.

Размещаю фрагмент публикации с казахстанского портала Central Asia Monitor.

Владимир Кудрявцев

День Победы – праздник, который… разъединяет



С развалом некогда единой страны многие прежние государственные праздники стали уходить в небытие. Но один из них – тот, который «со слезами на глазах», – все еще остается с нами. Правда, нет-нет, да проявляются попытки подвергнуть его решительной ревизии. И именно на этой почве ежегодно, в канун очередной годовщины Дня Победы, в казахстанском сегменте Интернета разгораются нешуточные страсти.
Чтобы понять природу данного явления, мы попросили наших известных соотечественников ответить на возникающие по этому поводу вопросы:

1. С вашей точки зрения, чем можно объяснить тот странный феномен, что с некоторых пор День Победы в Великой Отечественной войне стал раздражителем общественного мнения и фактически расколол казахстанцев на два лагеря?
2. Что необходимо для изменения ситуации? Как сделать так, чтобы оба лагеря, оставаясь при своих мнениях, не устраивали каждый год в начале мая полемику со взаимными оскорблениями, чтобы каждый мог отметить эту дату так, как считает нужным (или не отмечать вовсе)?
3. Как вы оцениваете современный формат празднования Дня Победы, в частности, марш так называемого «Бессмертного полка» и те же георгиевские ленточки?
4. Чем лично для вас является дата 9 Мая?
5. Предлагаем взглянуть в не столь уж далекое будущее: как, на ваш взгляд, в Казахстане будут отмечать 100-летие со дня окончания той войны?


Лайла Ахметова
Лайла Ахметова


Память о войне – это казахстанское и казахское одновременно…
Лайла Ахметова, доктор исторических наук, профессор КазНУ им. Аль-Фараби:

1. Соглашусь с тезисом, что День Победы стал раздражителем общественного мнения. Причин такого положения вещей много.

Первое – это время. С момента окончания войны сменилось несколько поколений. Скажем, когда я была молодой, Октябрьская революция и гражданская война казались нам очень далекими событиями, и мы знали о них гораздо меньше, чем о Великой Отечественной. Почему? Да потому, что наши отцы – непосредственные ее участники – были рядом и служили для нас наглядным примером. Но с каждым годом война отдаляется от нас, и современная молодежь имеет о ней весьма смутное представление, если вообще имеет.

Второе – в корне изменившаяся демографическая ситуация. Точнее, тот ее аспект, что у нас становится все больше граждан, приехавших из-за рубежа. Например, из Турции, которая не была союзницей СССР в войне против гитлеровской Германии. Я сталкивалась с точкой зрения выходцев из этой страны, что, дескать, их эти события не интересуют. Я объясняла им: раз вы приехали жить в Казахстан, то должны принять его историю такой, какой она была.

Третье. Большинство противников празднования Дня Победы – это те, чьи родственники не воевали.

Раньше считалось, что каждый шестой житель Казахстана принимал участие в войне, и, следовательно, она затронула практически каждую семью в нашей республике. Сейчас выясняется, что это не совсем так. А для тех, кого война не задела, данная тема не стала кровной. Это в наших национальных традициях – оценивать что-то, исходя из того, насколько оно кровно близкое. И в отсутствии такой близости могут лежать корни некоторого раздражения по поводу празднования Дня Победы.


Есть еще один фактор сугубо субъективного свойства. Ветераны войны стареют, слабеют и уже не в состоянии дать отпор тем, кто ставит под сомнение ценность Победы. Разве можно было лет тридцать-сорок назад представить, чтобы кто-нибудь цинично и неуважительно отзывался об их ратном подвиге? Да за такое тогда, грубо говоря, сразу бы дали по морде. Сегодня, увы, ситуация изменилась. Ветераны дать отпор не могут, а другие просто молчат. Здесь есть доля вины и самого общества. Почему молодежь так мало знает о войне? Да потому что ее никто не воспитывает в соответствующем духе.

Помимо всего прочего, присутствует и историческая обида на нашего северного соседа за эксцессы советского периода. Зачастую какие-то события действительно негативного свойства выдергиваются из контекста эпохи, и начинается их активное педалирование. Отсюда и спекуляции вроде того, что это была не наша война.

Еще одна причина – глубокое невежество, ставшее следствием падения культурного и образовательного уровня общества в целом. Процесс этот начался после развала СССР и, судя по всему, еще не завершился. Мы живем в эпоху, когда на нас обрушиваются огромные потоки непроверенной информации, и люди, особенно молодежь, быстро пропитываются ею, делают неправильные выводы.

Поэтому немудрено, что наше общество стало столь неоднородным в плане восприятия и оценок истории и итогов войны, не может найти ту золотую середину, которая была бы приемлемой для всех.

2. Чтобы переломить ситуацию, необходимо уделять больше внимания вопросам образования и культуры. Народ нуждается в просвещении. Не секрет, что у нас сейчас почти все имеют дипломы о высшем образовании, но мы-то прекрасно понимаем, что за этим кроется на самом деле.

Мы начали преобразовывать общество по западным лекалам, напрочь отрицая все то позитивное, что было у нас до этого. В итоге, отказавшись от достижений прежней эпохи, мы не смогли взамен создать ничего нового и прогрессивного. Слово «советское» стало ругательным. Я лично попадала в ситуации, когда людям становилось плохо только от того, что я приводила положительные примеры из советской практики. Но почему мы акцентируем внимание только на негативе, отрицая позитивный опыт?

Надо учиться вести диалог, не оскорбляя друг друга, стремиться понять оппонентов, беречь историческую память, а не глумиться над памятниками героям прошлого. Нужен цивилизованный подход к решению спорных и разъединяющих моментов.

3. Буквально недавно я с удивлением узнала, что у нас нет законодательно закрепленного формата марша «Бессмертного полка», активной участницей которого я являюсь. Оказывается, во всей Центральной Азии это сделано только в Кыргызстане. У нас проведением марша занимаются исключительно общественные объединения. В последние годы бразды правления в свои руки взяли организации ветеранов-«афганцев», которые предварительно получают санкции от официальных органов. Власть проявляет понимание и дает разрешение на проведение этих шествий.

С моей точки зрения, марш «Бессмертного полка» - удивительное по своей сути мероприятие. Люди участвуют в нем по зову сердца, их никто не обязывает. Там нет никакой кампанейщины, чем зачастую страдают официальные массовые мероприятия. В связи с этим я думаю: может, даже и к лучшему, что власть не утвердила это шествие на законодательном уровне?

Теперь о так называемых георгиевских ленточках. Могу предположить, что здесь российские власти допустили определенную ошибку. Хотя, с другой стороны, ситуацию больше «разогрели» журналисты. Дизайн этой ленточки скопирован с медали «За победу над Германией», которой был награжден и мой отец и которая хранится у меня дома. Я специально сверяла их. Но с чьей-то «легкой руки» ее стали называть георгиевской, апеллируя к образу Святого Георгия. При этом почему-то никто не принял в расчет то обстоятельство, что в самой России проживает много мусульман. И в результате возникала некая волна отторжения.


С точки зрения формальной логики, ленточку все же правильнее называть гвардейской. Тем более что по дизайну она один в один совпадает с вышеупомянутой медалью «За победу над Германией». А разночтения вызваны, если будет угодно, ошибкой идеологического свойства. Конечно, жаль, что она стала причиной неприятия и даже некоторой розни. Этот пример показывает, что в таких деликатных вопросах нужно быть предельно осторожными и все просчитывать заранее.

4. Мой отец - участник и инвалид Великой Отечественной войны, был старшим сержантом. Все мужчины – мои родственники и по отцовской, и по материнской линии – воевали. Кто погиб, кто пропал без вести, кто стал инвалидом. Поэтому понятно, что все мое воспитание прошло под знаком уважительного отношения к ветеранам войны и к памяти тех, кто не вернулся с фронта. Самым наглядным примером был отец.

Кроме того, еще со школьной скамьи я активно занималась поисковой работой. Огромное влияние на меня оказала моя родная школа №36, где располагался медсанбат Панфиловской дивизии, а затем дислоцировался военный госпиталь. Годы учебы в университете тоже оказали свое влияние, тем более что среди наших педагогов было немало фронтовиков.

Все эти факторы в совокупности сформировали мое личное восприятие войны и всего, что с ней связано. Память о Великой Отечественной - для меня святое, традиционное и родное. Это казахстанское и казахское тоже…

5. Думаю, праздник Победы будут отмечать и через сто лет. Я уверена, что придет осознанное, культурное и уважительное отношение к собственной истории. И обязательно гордость за такие ее моменты.

Мы, казахи, на протяжении чуть ли не двух веков до этого не воевали как страна, как народ с оружием в руках. Но даже при этом мы, номады, не растеряли своих воинских качеств – силы духа, мужества, беззаветной преданности долгу. В самый трагический момент мы доказали миру и себе, что защита Родины у нас в крови. Вот на что надо делать упор, вот на каких моментах надо воспитывать подрастающие поколения.

Обратите внимание: в истории Великой Отечественной войны мы по многим позициям находимся на первых ролях. Сколько казахстанцев сложили головы на войне! Сколько у нас Героев Советского Союза, воинов, награжденных орденами и медалями, совершивших беспримерные подвиги! А сколько казахстанских дивизий покрыли себя неувядаемой славой и были отмечены особыми почестями! Такое никогда не может и не должно быть предано забвению.


Поэтому я убеждена, что столетие Победы мы, казахстанцы, будем отмечать широко и с полным на то правом…

www.camonitor.kz




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Книжновины  друзей. Лайла Ахметова и Владислав Григорьев представили новую «книгу для правнуков победителей»
16-11-2013
Книжновины друзей. Лайла Ахметова и Владислав

Ярость сорок первого: уроки памяти и понимания
22-06-2013
Ярость сорок первого: уроки памяти и понимания

Книгу «Яростный 1941. Размышления историков» наш добрый и давний семейный друг, алматинский историк и журналист Лайла Ахметова
Из хроники дачных презентаций
08-09-2010
Из хроники дачных презентаций

  • Календарь
  • Архив
«    Июль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Июль 2019 (23)
Июнь 2019 (39)
Май 2019 (49)
Апрель 2019 (50)
Март 2019 (43)
Февраль 2019 (28)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх