Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

22 июня «сорок памятного» года: Размышления историка Владимира Бацына

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 378
  •  
    • 0
Владимир Бацын
Владимир Бацын

И вот снова лист календаря отсылает нас к 22 июня 1941 года – к памяти о едва ли не самом черном дне отечественной истории. Причем его тогдашний трагизм для нас, учителей, каждый раз как бы вновь оживает: ведь всё так же идут школьные экзамены, и выпускники, как и тогда, пребывают в состоянии «езды в незнаемое», всё так же бушует лето, обещающее впереди «счастия край непочатый».

Но мы-то, в отличие от счастливых участников выпускных вечеров в ночь с субботы на воскресенье сорок первого, прекрасно знаем, что «завтра была война».

И не только «завтра», но еще целых 1418 дней (если не считать японской кампании). Мы-то знаем, что из того поколения лишь каждый десятый дожил до Победы…

О предыстории и последствиях того страшного дня уже написаны горы книг и, уверен, еще будет написано не меньше. Историки и исторические публицисты будут вновь и вновь пытаться реконструировать замыслы Гитлера и Сталина, роль «пакта Молотова-Риббентропа», уточнять соотношение сил сторон, оценивать влияние мельчайших объективных и субъективных обстоятельств, причинно-следственных связей и т.д. и т.п.

Всё это, безусловно, очень важно для понимания хода исторического процесса столетней давности, но меня – именно как учителя – занимает другое:

Как так может получаться, что миллионы мужчин (и совсем молодых, и вполне зрелых), живущих в разных странах, никогда в жизни не «пересекавшихся» и не испытывавших никакой «личной неприязни», вдруг, подчинившись некоему «приказу», надевают солдатскую форму, становятся врагами и начинают переходить границы (в прямом и переносном смысле), остервенело уничтожая один другого и всё самое ценное, созданное этим другим? Как это возможно «в принципе»?

Как это «сработало» в «просвещенном» ХХ веке и почему продолжает «работать» в нашем еще более просвещенном XXI-м? Чего же стоит тогда эта «просвещенность» и «образованность»?


Что касается «традиционной войны» (с полевыми сражениями многочисленных армий, с оккупацией территории противника, захватом его столицы и триумфальным победным парадом), то Вторая мировая, похоже, была последней в этом роде. По своей сути это была типичная средневековая схватка с использованием технических возможностей второй промышленной революции (индустриализации). Важно подчеркнуть: технические-то возможности были вполне «на уровне» (даже ядерное оружие было уже на подходе), но мышление «политиков-стратегов», затеявших игру в достижение мирового господства (фашистско-нацистский Третий рейх или пролетарская мировая революция) оставалось совершенно дремуче-средневековым: тотально доктринально-идеологическим с примесью псевдорелигиозного мистицизма.

Но не менее важно подчеркнуть и другое: носителями такого же мышления были и солдаты их армий (как, впрочем, и всё остальное население). Именно этот общий «культурный код», несущий представления о «высших» смыслах, ценностях и целях, предопределял и содержание упомянутого выше «приказа», и готовность к его беспрекословному (и нередко даже радостному) выполнению. «И мы еще дойдем до Ганга, // И мы еще умрем в боях, // Чтобы от Индии до Англии // Сияла Родина моя!» (Павел Коган).

Но давайте не будем забывать, что эти средневековые представления были общими у вождей и их народов, потому что и те и другие восприняли их из одних тех же школьных учебников (авторами которых эти создатели «Mein Kampf» и «Краткого курса истории/ВКП(б)» фактически и являлись). Школа как органичная часть системы государственной пропаганды – вот безотказно функционирующий механизм, обеспечивающий морально-политическое единство любого тоталитарного общества.

Но мало этого: как же схожи «политические биографии» у советских и немецких поколений основных призывных возрастов, легших на полях смерти! Старшие из них успели поучаствовать в Первой мировой, в «своих» революциях и гражданских войнах, пережили страшную экономическую разруху и период политической нестабильности. На период взросления младших пришлись приходы к власти новых вождей мессианского типа и установление их диктатур.

Фактически весь межвоенный период проходит в обеих странах под лозунгом подготовки к неизбежной войне – «последней и решительной» (если верить «Интернационалу», тогдашнему советскому государственному гимну).

И что самое любопытное: немецкая и советская политическая риторика была направлена не только (а с некоторых пор и не столько) друг против друга, сколько против «мирового империализма» – в первую очередь британского. На этом «антибританизме», собственно говоря, и строились августовские соглашения 1939 года о взаимной свободе рук в зонах «жизненных интересов» СССР и Германии и, видимо, даже некоторое расположение Сталина к Гитлеру.


Мало кто помнит тогдашний плакат, изображающий группу бомбардировщиков с тевтонскими крестами и красными звездами на крыльях, роняющих свой смертоносный груз на город с легко узнаваемым лондонским силуэтом и снабженный стихотворной подписью: «Назначили народы-братья над вражьим городом свидание: при каждом их рукопожатье трещит имперская Британия». Сегодня мы как-то стесняемся вспоминать, что наши деды мечтали бомбить Лондон вместе с «Люфтваффе» и что Англия полтора года одна воевала с фашистской Германией в воздухе и на море. И совсем мало кто помнит, что у нас два года в моде было наречение новорожденных мальчиков именем Адольф.

И вот наступило 22 июня «сорок памятного» года.

Мне безумно жаль тех новобранцев и добровольцев. Почти все они погибли – или оказались в плену.

К ноябрю, через пять месяцев после того, как «прокричали репродукторы беду», довоенная Красная Армия перестала существовать. Не помогли ни ура-патриотические песни, ни листовки, призывавшие солдат вермахта к классовой солидарности со страной рабочих и крестьян. Советско-германская война закончилась победой Гитлера. Начиналась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков. И она увенчалась такой победой, истинную цену которой мы и сегодня едва ли себе представляем.

Вечная слава и вечная память всем ее жертвам.

И всё-таки: как отучить школу формировать средневековое мышление?

Электронная газета "Вести образования"

Читайте также:

Владимир Кудрявцев. Победа над войной




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
 В России начинается сдача ЕГЭ
28-05-2012
В России начинается сдача ЕГЭ

Память. Маленькая девочка, ее мама и бабушка открыли счет жертвам Великой Отечественной войны
22-06-2010
Память. Маленькая девочка, ее мама и бабушка

Форум вновь работает
11-04-2006
Форум вновь работает

  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (20)
Март 2024 (60)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх