Проф. Ласло Гараи с женой Маргит Кёчке и внучкой. 88 день рождения
Ласло Гараи – психолога, мыслителя и друга. Первый без него: его не стало
25 мая.
Следует признать: психология человека до сих пор довольствуется местом на «антропологической» периферии, часто пропуская к центру, кого ни попадя. А на троне «антропологического» царства восседает нейрокомпьютер, о котором восторженные гуманитарии слагают «культурологические» мифы, неуклюже и порой безграмотно оправдывая тронный статус фантома. Им хочется быть поближе и к «нейросетям», и к «культуре». В силу вторичности – результата самовнушенного комплекса неполноценности. Психологи – не исключение.
Одно из исключений – Ласло Гараи. Дело в том, что гуманитаристика не так далеко ушла от «социальной физики» Огюста Конта. Для нее социальность человека – данность, пусть и сконструированная кем-то в истории. Но вчера, в прошлом, которым и живет гуманитаристика, включая культурно-историческую психологию и теорию деятельности. Культура – система «психологических окаменелостей». Этой метафорой Пьера Жане сказано многое. Социальность - «правила человеческого общежития», которые предстоит принять любому, кто пришел в этом мир.
Даже «текучесть» (З. Бауман), «ускользаемость» (Э. Гидденс) – «правило», «порядок» нынешнего мира. Попробуйте с ним не считаться!
А кто, в связи с чем, в каких целях установил их, что вы можете привнести в этот порядок, – не ваше дело. Равно как и то, что вам до них и что им до вас (проблема идентичности, даже если абстрагировать ее от проблемы отчуждения и власти). Тогда как э
то «не ваше дело» - центральный вопрос человекознания. По поводу «привнесения». В «индивидуальном порядке» - привносите, что хотите, но это, так сказать, «частная инициатива», общей социально-исторической картины никак не затрагивающая. Наоборот, положим, вы – фрик, так нынче «время фриков», фриками быть положено. Поэтому безоговорочно (ох, как не хватает нынче оговорок, если не считать те, что «по Фрейду») верим в «нейросети» и мифы о них.
А Ласло Гараи размышлял именно об этом «не вашем» - главном НАШЕМ деле в своих теоретических текстах (вот, к примеру, интереснейший
диалог с В.А.Лекторским). И исследовал то, как оно делается на специфическом материале экономической психологии.
Сохранностью критической рефлексии по поводу того, что творится вокруг – нами же, а не по анонимным «вызовам современности», мы обязаны именно Ласло Гараи. Как и тому, что культурно-историческая психология (по большому, «гамбургскому» счету нет смысла отделять от нее деятельностную: согласно Марксу, с которым не стал спорить Ласло, «история есть деятельность преследующего свои цели человека») способна без страха и с пониманием смотреть в будущее.
Дело Ласло Гараи – «наше дело».
В.К.
На развитие сайта