Владимир Кудрявцев Не существует никакой особой «философии науки». Но существует понимание научно-теоретической формы мышления, выработкой которого веками занимается философия – во всяком случае, европейская. Оставаясь при этом наукой, которая в отличие от других наук, занята не постижением того, что в итоге предстанет в виде научного понятия, а «исследованием самих понятий» (Гегель). Логико-историческим анализом источников их происхождения и границ применимости – не в специальной форме, а в целом. Прежде всего - самого понятия «мышление».
Физик-теоретик, конечно, может стать «философом в спецовке рабочего» (Эйнштейн), если угодно, «мыслителем». Но необходимость этой трансформации способен понять только философ, уловив некую принципиальную метаморфозу в мышлении физика, не выводимую из особенностей самого по себе физического знания – сколько его ни обобщай. Сколько ни превращай «физику» в «метафизику», законы «физики» не станут «законами разума». «Законы разума», вовлеченного в процесс изменения действительности, в том числе, человеческими усилиями, точкой приложения которых является и сам разум, - сфера интересов философии. А обретение разумом научной формы – один из эффектов такой «вовлеченности». - Владимир Кудрявцев
Занятия проводятся в Центральном корпусе МГППУ по адресу: ул. Сретенка, д. 29. Начало - в 18.00.
25.09Философия как форма миропонимания и самопознания человека"Философские проблемы" или философская проблематизация мира и человека в мире? Предмет философии: логика исторического становления. Философия как теория развития. Феномены развития в философских понятиях (противоречие, абстрактное и конкретное, историческое логическое, идеальное и реальное). Философские понятия как "маркеры" открытых проблем человеческого бытия. Культура как самоотношение в философском дискурсе. Самопознание - источник познания мира.
09.10Философия как форма миропонимания и самопознания человекаРазум как способ жизни и форма мышления. Природа теоретического мышления с точки зрения философии: как разум исследует сам себя? Философское понимание науки. Наука как инструмент свободы. Методологические функции, эвристический и объяснительный потенциал философии: историческое и логическое.
16.10Своеобразие научного знанияНаука как культурно-исторический феномен и социальный институт. Конструктивная природа научного познания. "Научная мысль как действие" (В.И.Вернадский) и деятельность. Классическая и неклассическая наука в свете «гносеологической революции»: от Канта до Маркса. Артефакты - факты науки. Диалектическая логика развития научного познания. Закономерности научного творчества. Диалог как источник порождения научного знания. Историзм и проблемность понятия "современная наука".
6.11Философская проблематизация специально-научного знанияПредмет научного знание как "понятие-проблема" (В.С.Библер). Проблематизация как феномен научно-теоретического обобщения. От исходного противоречия - к многообразию парадоксов. Проблематизация в различных сферах научного знания.
8.11Философская рефлексия в психологииФилософские источники происхождения психологических понятий. Теоретическое мышление в психологии. Философская проблематизация предметного поля психологии. Место психологии в семействе наук о человеке и его философская рефлексия. Психология - гуманитарная наука о живом. Философские тупики мысли - очаг зарождения методологических кризисов в психологии (от Декарта до Бергсона). Психология как объективная наука о субъективном. Критерий истинности психологического знания. Феномен самоизменения как предмет наук о человеке. Онтология человека: "то, чего еще нет" (Ж.П.Сартр). Человеческое развитие как "потенциирование" (В.Шеллинг) Парадоксы "человеческого в человеке": их философская и теоретико-психологическая интерпретации. Проектный характер психологического знания. Философская рефлексия процесса и результатов психолого-педагогической деятельности.
На развитие сайта