Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Расписание лекций и семинаров В.Т.Кудрявцева по курсу «Философия и методология современной науки» для магистрантов МГППУ (1 семестр 2019/2020 у.г.)

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 185
  •  
    • 0

Владимир Кудрявцев

Не существует никакой особой «философии науки». Но существует понимание научно-теоретической формы мышления, выработкой которого веками занимается философия – во всяком случае, европейская. Оставаясь при этом наукой, которая в отличие от других наук, занята не постижением того, что в итоге предстанет в виде научного понятия, а «исследованием самих понятий» (Гегель). Логико-историческим анализом источников их происхождения и границ применимости – не в специальной форме, а в целом. Прежде всего - самого понятия «мышление».

Физик-теоретик, конечно, может стать «философом в спецовке рабочего» (Эйнштейн), если угодно, «мыслителем». Но необходимость этой трансформации способен понять только философ, уловив некую принципиальную метаморфозу в мышлении физика, не выводимую из особенностей самого по себе физического знания – сколько его ни обобщай. Сколько ни превращай «физику» в «метафизику», законы «физики» не станут «законами разума». «Законы разума», вовлеченного в процесс изменения действительности, в том числе, человеческими усилиями, точкой приложения которых является и сам разум, - сфера интересов философии. А обретение разумом научной формы – один из эффектов такой «вовлеченности». - Владимир Кудрявцев


Занятия проводятся в Центральном корпусе МГППУ по адресу: ул. Сретенка, д. 29. Начало - в 18.00.

25.09

Философия как форма миропонимания и самопознания человека

"Философские проблемы" или философская проблематизация мира и человека в мире? Предмет философии: логика исторического становления. Философия как теория развития. Феномены развития в философских понятиях (противоречие, абстрактное и конкретное, историческое логическое, идеальное и реальное). Философские понятия как "маркеры" открытых проблем человеческого бытия. Культура как самоотношение в философском дискурсе. Самопознание - источник познания мира.

09.10

Философия как форма миропонимания и самопознания человека

Разум как способ жизни и форма мышления. Природа теоретического мышления с точки зрения философии: как разум исследует сам себя? Философское понимание науки. Наука как инструмент свободы. Методологические функции, эвристический и объяснительный потенциал философии: историческое и логическое.

16.10

Своеобразие научного знания

Наука как культурно-исторический феномен и социальный институт. Конструктивная природа научного познания. "Научная мысль как действие" (В.И.Вернадский) и деятельность. Классическая и неклассическая наука в свете «гносеологической революции»: от Канта до Маркса. Артефакты - факты науки. Диалектическая логика развития научного познания. Закономерности научного творчества. Диалог как источник порождения научного знания. Историзм и проблемность понятия "современная наука".

6.11

Философская проблематизация специально-научного знания

Предмет научного знание как "понятие-проблема" (В.С.Библер). Проблематизация как феномен научно-теоретического обобщения. От исходного противоречия - к многообразию парадоксов. Проблематизация в различных сферах научного знания.

8.11

Философская рефлексия в психологии

Философские источники происхождения психологических понятий. Теоретическое мышление в психологии. Философская проблематизация предметного поля психологии. Место психологии в семействе наук о человеке и его философская рефлексия. Психология - гуманитарная наука о живом. Философские тупики мысли - очаг зарождения методологических кризисов в психологии (от Декарта до Бергсона). Психология как объективная наука о субъективном. Критерий истинности психологического знания. Феномен самоизменения как предмет наук о человеке. Онтология человека: "то, чего еще нет" (Ж.П.Сартр). Человеческое развитие как "потенциирование" (В.Шеллинг) Парадоксы "человеческого в человеке": их философская и теоретико-психологическая интерпретации. Проектный характер психологического знания. Философская рефлексия процесса и результатов психолого-педагогической деятельности.




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Март 2024 (39)
Февраль 2024 (46)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (59)
Ноябрь 2023 (44)
Октябрь 2023 (48)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх