Владимир Кудрявцев с магистрантами программы "Культурно-историческая теория и деятельностный подход в образовании", реализуемой на кафедре ЮНЕСКО "Культурно-историческая психология детства" МГППУ. Культура в любом своем явлении – прежде всего условие (возможность) и инструмент свободы, ее медиатор. Варвары не только разоряли Рим, но и поражались тому, что разоряли. Среди прочего их особо поразил водопровод. Они ведь привыкли искать воду. Либо она находила их, порой в самый неподходящий момент – обрушиваясь ливнем или накрывая наводнения. А по каналу (трубе) вода сама приходит к человеку по его воле – в том количестве, которое ему необходимо. Канал, как и любой, культурный артефакт – обуздание стихии, «отсечение лишнего» (Микеланджело), избыточного в свете полагаемой цели. Овеществленная человеческая воля. А варвары знали только «волю» стихии. Свою собственную волю они, скорее всего, «не признавали» даже в продуктах той – достаточно развитой «материальной культуры», которую успели создать, по-язычески не разделяя ее со стихийной. Водопровод – результат и средство произвольного усилия – сделал человеческую волю зримой. Не исключено, что столкнувшись с ним (и другими подобными изобретениями) воочию варвары испытали первый собственно «культурный шок». А в нем – кто знает? – мелькнули проблески будущего европейского самосознания. - Владимир Кудрявцев
Занятия проводятся в Центральном корпусе МГППУ по адресу: ул. Сретенка, д. 29. Начало - в 18.00. 23.09Своеобразие методологии культурно-исторической психологии и деятельностного подхода: философские истокиКультурно-историческая и теоретико-деятельностная психология как научный и общекультурный феномен, его исторические предпосылки. Культура и история как понятия и проблемы. Историзм и эволюционизм. Видовая природа животного и родовая сущность человека. Природа и культура: от естественного отбора – к «свободному выбору». История как изменение человеком действительности и самоизменение.. Культура – пространство, история – время человеческой жизни. Деятельность как культуротворчество. Принцип «высшее – ключ к познанию низшего в философии и специальных наука о человеке. Классическая диалектическая философия – основа неклассической психологии. Диалектика как теория развития в психологии – науке о возможном. Психология как историческая наука.
24.09Что есть история и культура для психолога?Культура как антропологический феномен. Эволюционизм и историзм в понимании развития человека. Ограничения «социологизма». История – «деятельность, преследующего свои цели человека» (Маркс). Культура как самоотношение и историческое развитие человеческого сознания. Историческая психология с позиций культурно-исторического подхода и теории деятельности.
30.09Проблема свободы в культурно-исторической психологииФеномены свободы в культурно-исторической психологии. Противоречия и парадоксы человеческого развития в истории и онтогенезе, свободное действие как способ их разрешения. Культура как опыт воплощенной свободы.
1.10Деятельность как творчество: коллективный и индивидуальный субъектКультуроосвоение как форма культуротворчества Творческая природа деятельности: историческая и онтогенетическая перспектива. Деятельность как «проект» исследователя и исследуемого.
Проблема становления субъекта деятельности в культурно-исторической психологии: на путях к культурно-деятельностной психологии От совместности – к общности: историческая и онтогенетическая траектория. Типы генетических перспектив человека. Зона вариативного развития в современном мире. Творчество как основа психического развития. Субъект развития: от «самостояния» и самосозиданию. Проблема личности и ее развития в истории культуры и культурно-исторической психологии.
4.10Феномен развития в культурно-исторической и теоретико-деятельностной психологииСвоеобразие исходных ситуаций развития. Абстрактное и конкретное в психическом развитии человека. Возникновение свободной индивидуальности личности – условие развития культуры. Идеальные и реальные формы развития. Культура как открытая проблема и «воображаемый мир». Воображение и становление сознания.
23.10 Человек в мире развивающих социокультурных практикПонятие развивающей социокультурной практики. Социокультурная практика как человеческая общность. Идея развития в конструировании социокультурных практик. Типы развивающих социокультурных практик. Образование как развивающая и развивающаяся социокультурная практика. Рефлексия и проблематизация культуры в образовании. Образование – всеобщая форма развития. Философские корни развивающая образования. Учебная деятельность как культурно-исторический феномен. Учение как «деятельность деятельностей». Учение, наука, искусство и управление: единство в системе человеческих деятельностей. Культурно-историческая психология и деятельность подход – основа современной философии образования.
На развитие сайта