Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Расписание лекций и семинаров В.Т.Кудрявцева по курсу «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании» для магистрантов кафедры ЮНЕСКО "Культурно-историческая психология детства" МГППУ (1 семестр 2019/2020 у.г.)

  • Закладки: 
  • Просмотров: 340
  •  
    • 0
Владимир Кудрявцев с магистрантами программы
Владимир Кудрявцев с магистрантами программы "Культурно-историческая теория и деятельностный подход в образовании", реализуемой на кафедре ЮНЕСКО "Культурно-историческая психология детства" МГППУ.

Культура в любом своем явлении – прежде всего условие (возможность) и инструмент свободы, ее медиатор. Варвары не только разоряли Рим, но и поражались тому, что разоряли. Среди прочего их особо поразил водопровод. Они ведь привыкли искать воду. Либо она находила их, порой в самый неподходящий момент – обрушиваясь ливнем или накрывая наводнения. А по каналу (трубе) вода сама приходит к человеку по его воле – в том количестве, которое ему необходимо. Канал, как и любой, культурный артефакт – обуздание стихии, «отсечение лишнего» (Микеланджело), избыточного в свете полагаемой цели. Овеществленная человеческая воля. А варвары знали только «волю» стихии. Свою собственную волю они, скорее всего, «не признавали» даже в продуктах той – достаточно развитой «материальной культуры», которую успели создать, по-язычески не разделяя ее со стихийной. Водопровод – результат и средство произвольного усилия – сделал человеческую волю зримой. Не исключено, что столкнувшись с ним (и другими подобными изобретениями) воочию варвары испытали первый собственно «культурный шок». А в нем – кто знает? – мелькнули проблески будущего европейского самосознания. - Владимир Кудрявцев


Занятия проводятся в Центральном корпусе МГППУ по адресу: ул. Сретенка, д. 29. Начало - в 18.00.

23.09

Своеобразие методологии культурно-исторической психологии и деятельностного подхода: философские истоки


Культурно-историческая и теоретико-деятельностная психология как научный и общекультурный феномен, его исторические предпосылки. Культура и история как понятия и проблемы. Историзм и эволюционизм. Видовая природа животного и родовая сущность человека. Природа и культура: от естественного отбора – к «свободному выбору». История как изменение человеком действительности и самоизменение.. Культура – пространство, история – время человеческой жизни. Деятельность как культуротворчество. Принцип «высшее – ключ к познанию низшего в философии и специальных наука о человеке. Классическая диалектическая философия – основа неклассической психологии. Диалектика как теория развития в психологии – науке о возможном. Психология как историческая наука.

24.09

Что есть история и культура для психолога?

Культура как антропологический феномен. Эволюционизм и историзм в понимании развития человека. Ограничения «социологизма». История – «деятельность, преследующего свои цели человека» (Маркс). Культура как самоотношение и историческое развитие человеческого сознания. Историческая психология с позиций культурно-исторического подхода и теории деятельности.

30.09

Проблема свободы в культурно-исторической психологии

Феномены свободы в культурно-исторической психологии. Противоречия и парадоксы человеческого развития в истории и онтогенезе, свободное действие как способ их разрешения. Культура как опыт воплощенной свободы.

1.10

Деятельность как творчество: коллективный и индивидуальный субъект

Культуроосвоение как форма культуротворчества Творческая природа деятельности: историческая и онтогенетическая перспектива. Деятельность как «проект» исследователя и исследуемого.
Проблема становления субъекта деятельности в культурно-исторической психологии: на путях к культурно-деятельностной психологии От совместности – к общности: историческая и онтогенетическая траектория. Типы генетических перспектив человека. Зона вариативного развития в современном мире. Творчество как основа психического развития. Субъект развития: от «самостояния» и самосозиданию. Проблема личности и ее развития в истории культуры и культурно-исторической психологии.

4.10

Феномен развития в культурно-исторической и теоретико-деятельностной психологии

Своеобразие исходных ситуаций развития. Абстрактное и конкретное в психическом развитии человека. Возникновение свободной индивидуальности личности – условие развития культуры. Идеальные и реальные формы развития. Культура как открытая проблема и «воображаемый мир». Воображение и становление сознания.

23.10

Человек в мире развивающих социокультурных практик

Понятие развивающей социокультурной практики. Социокультурная практика как человеческая общность. Идея развития в конструировании социокультурных практик. Типы развивающих социокультурных практик. Образование как развивающая и развивающаяся социокультурная практика. Рефлексия и проблематизация культуры в образовании. Образование – всеобщая форма развития. Философские корни развивающая образования. Учебная деятельность как культурно-исторический феномен. Учение как «деятельность деятельностей». Учение, наука, искусство и управление: единство в системе человеческих деятельностей. Культурно-историческая психология и деятельность подход – основа современной философии образования.




  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Ноябрь 2019 (24)
Октябрь 2019 (66)
Сентябрь 2019 (42)
Август 2019 (43)
Июль 2019 (41)
Июнь 2019 (40)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх