В возрасте 80-лет ушел гений барабанных дел Джинджер Бейкер. Вести о том, что он уходит, приходили еще летом (19 августа музыкант отметил свой юбилей), но вот недавно промелькнула обнадеживающая информация: Бейкеру стало лучше. Увы.
Джазу и року с Бейкером одинаково повезло.
Пересев 16-летним юношей с велосипеда (мечтал о «Тур де Франс», и о многом другом – уже тогда он был человеком с космосом интересов и галактикой задатков внутри) за ударную установку в одном из лондонских джаз-бэндов. Тем более, велосипед погиб в ДТП с такси, и, к счастью, уцелевшему велосипедисту неожиданно присоветовали попробовать побарабанить. К тому моменту он уже пробовал играть джаз на трубе, но барабанный бой сразу призвал его к месту в жизни, на котором ему и было предначертано этот бой производить. Бейкер, исследователь, по натуре, сразу принялся за расшифровку неявных кодов новоорлеанских стандартов игры, которые остальные просто «снимали», подражая даже в импровизациях. И вскоре добился немыслимых для британца высот в джазовой импровизации на ударных. Но главное было не в этом. Бейкер попал под наставничество великолепного барабанщика Фила Симена. А тот поведал ему об африканских джазовых ритмах – традиции, которую в неузнаваемо измененной форме транслировали новоорлеанцы. Недолго думая, Бейкер обратился к первоисточнику, открыв его для джаза в созданной им манере игры. Джаз и поныне широко пользуется этим открытием Джинджера Бейкера.
Надолго в джазе Джинджер не задержался. 50-е сменились 60-ми, в начале которых вызрел феномен британского ритм-блюза. Джинджер попал в группу-лабораторию по выращиванию этого блюза, которую создал Алексис Корнер. Попал неслучайно: место в ней ему уступил барабанщик Чарли Уоттс, которого позвали барабанить в складывающийся коллектив под названием Rolling Stones. Именно у Корнера Бейкер встретился с басистом Джеком Брюсом, с которым тут же – и не без упоения – вошел в режим перманентного раздрая, вплоть до рукоприкладства, впоследствии, с участием музыкальных инструментов (при росте 193 см.). Видимо, они не могли друг без друга, и бои продолжились в составе новой группы - Graham Bond Organization, которую они вместе сколотили (продолжая колотить друг друга) вместе с третьим корнеровцем, клавишником Грэмом Бондом. Мир не наступил и в 1966 г., когда Бейкер с примкнувшим к нему Эриком Клэптоном, задумали то, что и получило всемирное признание – группу Cream. Если верить в легенде, то прямо в машине, которой рулил Бейкер, Клэптон, сидевший пассажиром, предложил в качестве кандидатуры на бас-гитару… Джека Брюса. Водитель чуть не вписался в дерево.
Правда, позднее Бейкер предпринимал попытки забыть о прошлом, но получалось только «глаз вон». Что не помешало Cream, просуществовавшей неполных три года (1966-1968, если не считать двух эпизодических реюнионов в 1993 и 2005 г.), вознестись на гребень второй (условно) волны британского «нашествия» (вместе с The Who), которая накрыла мир, как первая (The Beatles, Rolling Stones, Animals etc.) и последующие (Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath...) не без разноплановый опоры на триумфальный опыт Cream. Помимо всего прочего, Бейкер привнес в рок из джаза свинг…
Особенно повезло с Бейкером рок-барабанщикам. Все спорят, кто первый: Кейт Мун, Бонзо (Джон Бонэм), Митч Митчелл… Бейкер по-своему «уступил», не участвуя в первенстве: он называл себя джазовым барабанщиком в группе, которая играет блюз. Когда Клэптона спросили о том же, он ответил, что если говорить о Джинджере, то он «вне конкурса», потому что «это – совсем другой уровень». Вспомнился Мстислав Ростропович. Ему однажды задали вопрос: среди виолончелистов мира он первый или все-таки второй? «Конечно, второй, первых-то до х…!» - воскликнул Ростропович.
Джинджер Бейкер так и останется вторым. Вторым и единственным.