Был повод перечитать «Памяти Каталонии» Джорджа Оруэлла.
Не могу сказать, что это мое самое любимое из Оруэлла. Но книга прекрасна. 20 век - век сплетения революций с войнами, в результате чего произошел «передел» внутри европейского самосознания.
Очень интересно сопоставить "По ком звонит колокол" Хэмингуэя, а лучше даже с его "Пятой колонной" (это, напомню, пьеса, единственная пьеса Хэма) - про то же. Две картины войны и... мира. Хотя до этого было "Прощай, оружие!", написанное не только об Италии, но и в Италии. Т.е. Хэм уже надышался микшированным европейским воздухом...
Оруэлл а сцепке с Хэмом и, пожалуй, Воннегутом. Хотя, возможно, кто-то скажет: какой он писатель, в сравнении с... телеграфист, в собственной же самоквалификации. Да, «телеграфист», ну ладно, репортер. Вот только парадоксальный персонаж -
рефлексирующий репортер (а они все трое здесь именно таковы) может схватить момент победы «человеческого» в качестве «какого-то одного в поле воина» над армией «расчеловечивающего». К примеру - победы любви. И такой репортер разыскивает влюбленных на поле брани.
Самое важное про войну написано (снято, поставлено, спето) о любви.Потому что именно они - герои. Остальные, в лучшем случае, выполняют долг, должное. Порой продолжая потихоньку «расчеловечиваться». А влюбленные (и им подобные) сохраняют «человеческое» в месте, не предназначенном для его хранения. Война, даже еще толком не распалившись, фатально проиграна. Точнее - побеждена как война. Потому что воюют с войной, а не с армией.
В.К.
На развитие сайта