Хрестоматийна формула Л.С.Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в его хвосте. Как и диагноз Выготского (увы, сохраняющий силу для "массового" образования): традиционное обучение тащится в хвосте развития. А бывает, и хватает за хвост, как мертвые хватают живых - 'Le mort saisit le vif'. То же самое можно сказать о развитии образования и управлении им. Хотя то и другое в идеале по-разному должны "вести" друг друга. Возможно управление развитием лишь такого образования, которое само является развивающим. И наоборот, образование, при всех инновационных наполнениях, утрачивает статус развивающего, если им пытаются управлять, приспосабливая к заранее установленным административным нормативам - из "позапрошлых жизней", а то и вовсе мертворожденным.Сайт В.К.Нынешние институты управления в системе образования архаичны и тормозят развитие
В Российской академии образования прошли XX Международные чтения памяти Л.С. Выготского «Психология личности: культурно-исторический подход».Символично, что в день проведения конференции, посвященной великому психологу, ученые РАО, которым была поручена экспертиза Стандартов, отправили предложенный Минпросом проект ФГОС начального и основного общего образования на существенную переработку с дополнительным привлечением ведущих экспертов и с последующим повторным обсуждением.
Как пояснил академик РАО Александр Асмолов,
«действующие стандарты основаны на культурно-исторической парадигме Льва Выготского, а в проекте Министерства просвещения все, связанное с Выготским, выброшено». По его мнению, эти ФГОСы «сведены к предметному лоббированию, их ключевая установка направлена на контроль, а не на развитие».
В заключении РАО отмечается, в частности, что проект Стандартов:
– больше ориентирован на процедуры контроля учащихся и образовательных организаций, чем на создание благоприятной ситуации интеллектуального и личностного развития учащихся;
– декларирует возможности, но не предлагает механизмы построения индивидуальной образовательной траектории обучающихся с учетом актуального уровня и зоны ближайшего развития в различных условиях обучения;
– не в полной мере учитывает положения Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.
Эту позицию разделяет и научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский, который в своем выступлении заявил: «
Такие стандарты убивают развитие поколений в том мире, в котором мы живем», а «нынешние институты управления в системе образования архаичны и тормозят развитие».Образовательное сообщество было потрясено смертью директора Лицея-интерната комплексного формирования личности детей и подростков Михаила Щетинина, который ушел из жизни 10 ноября, очевидно, не выдержав закрытия своей школы.
Александр Адамский считает, что централизованные институты управления образованием отмирают и первоочередная задача научного и экспертного сообщества – обсуждение норм, которые соответствуют требованиям XXI века, развитие общественного сознания и создание новых институтов.
Это чрезвычайно сложно сделать, если учесть, что периоды изменений в образовании стали быстрее и короче – они составляют примерно 7 лет, в то время как образовательные циклы – около 15 лет. О подготовке к жизни в этих условиях говорить сложно, потому что неопределенность будущего слишком высока. Необходимо определить зону ближайшего развития общественного сознания в сфере образования. На какие образовательные потребности, ожидания граждан, общества и экономики страны следует ориентировать систему образования сегодня, чтобы ответить будущим вызовам?
Еще одна задача экспертного сообщества – поддержка инновационных проб и их институциональная рефлексия.
По мнению Александра Адамского, проблема заключается в том, что мир исследований и инноваций и мир управления образованием существуют отдельно друг от друга, и необходимо построить мост от инноваций к предметности управления.
И если сегодня предметом управления является натуральное административное регулирование действий образовательных организаций, то в эпоху цифровизации таковым станет онтология – структура понятий по сбору, обработке данных, на которых строится анализ результатов и выработка управленческих решений.
Этот переход потребует от менеджеров образования пересмотра их компетенций, потому что накопление и переработка такого массива информации станет прерогативой компьютерных программ.
Профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ Владимир Кудрявцев констатировал, что, несмотря на радикальные изменения в обществе за последние 30 лет, главной образовательной революции в нем так и не произошло, притом что для этого имелись все необходимые предпосылки в виде смелых инноваций – таких, например, как методики Михаила Щетинина, а еще раньше – Антона Макаренко.
По мнению Кудрявцева, образование – это место встречи человека с самим собой и с обществом, и эта встреча подталкивает индивида к развитию.
«Главное опасение заключается в том, что личность человека мы сводим к специалисту и что мы с детства начнем выращивать компетентных молокососов, которые утратят свое собственное “я”, – заявил Александр Асмолов. – Это противоречит ключевому запросу современного общества на уникальность личности. Основная идеология школы Выготского – поддержка разнообразия, когда не человек во Вселенной, а Вселенная в человеке».
Екатерина Рыбакова, президент "Рыбаков Фонда", объявила об открытии IV Всероссийского конкурса имени Л.С. Выготского. По ее словам, в прошлом году на конкурс поступило 5000 заявок почти из всех регионов России, из них было отобрано около 300 лучших. Критерии отбора – деятельность не по шаблону, а творчество по своей инициативе.
«Для нас Выготский не просто имя, а стиль жизни, – подчеркнула Екатерина Рыбакова. – Цель конкурса – донести до педагогов идеи ученого и создать живое, развивающееся сообщество. И на наших глазах такое сообщество формируется. Победители конкурса становятся лидерами в своих регионах и городах, они реализуют проекты при поддержке нашего фонда. Многие из них становятся преподавателями в университете детства и в рамках вебинаров делятся своим опытом с коллегами».
Этот конкурс – главное подтверждение того, что дело выдающегося ученого живет и продолжается не только в трудах его многочисленных последователей, но и в реальной практике учителей.
Ольга ДашковскаяЭлектронная газета "Вести образования"
На развитие сайта