Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

'Le mort saisit le vif'. Образование: когда управление тянет за хвост развитие

  • Закладки: 
  • Просмотров: 674
  •  
    • 0

Хрестоматийна формула Л.С.Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в его хвосте. Как и диагноз Выготского (увы, сохраняющий силу для "массового" образования): традиционное обучение тащится в хвосте развития. А бывает, и хватает за хвост, как мертвые хватают живых - 'Le mort saisit le vif'. То же самое можно сказать о развитии образования и управлении им. Хотя то и другое в идеале по-разному должны "вести" друг друга. Возможно управление развитием лишь такого образования, которое само является развивающим. И наоборот, образование, при всех инновационных наполнениях, утрачивает статус развивающего, если им пытаются управлять, приспосабливая к заранее установленным административным нормативам - из "позапрошлых жизней", а то и вовсе мертворожденным.

Сайт В.К.

Нынешние институты управления в системе образования архаичны и тормозят развитие


В Российской академии образования прошли XX Международные чтения памяти Л.С. Выготского «Психология личности: культурно-исторический подход».

Символично, что в день проведения конференции, посвященной великому психологу, ученые РАО, которым была поручена экспертиза Стандартов, отправили предложенный Минпросом проект ФГОС начального и основного общего образования на существенную переработку с дополнительным привлечением ведущих экспертов и с последующим повторным обсуждением.

Как пояснил академик РАО Александр Асмолов, «действующие стандарты основаны на культурно-исторической парадигме Льва Выготского, а в проекте Министерства просвещения все, связанное с Выготским, выброшено». По его мнению, эти ФГОСы «сведены к предметному лоббированию, их ключевая установка направлена на контроль, а не на развитие».

В заключении РАО отмечается, в частности, что проект Стандартов:

– больше ориентирован на процедуры контроля учащихся и образовательных организаций, чем на создание благоприятной ситуации интеллектуального и личностного развития учащихся;

– декларирует возможности, но не предлагает механизмы построения индивидуальной образовательной траектории обучающихся с учетом актуального уровня и зоны ближайшего развития в различных условиях обучения;

– не в полной мере учитывает положения Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.


Эту позицию разделяет и научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский, который в своем выступлении заявил: «Такие стандарты убивают развитие поколений в том мире, в котором мы живем», а «нынешние институты управления в системе образования архаичны и тормозят развитие».

Образовательное сообщество было потрясено смертью директора Лицея-интерната комплексного формирования личности детей и подростков Михаила Щетинина, который ушел из жизни 10 ноября, очевидно, не выдержав закрытия своей школы.

Александр Адамский считает, что централизованные институты управления образованием отмирают и первоочередная задача научного и экспертного сообщества – обсуждение норм, которые соответствуют требованиям XXI века, развитие общественного сознания и создание новых институтов.

Это чрезвычайно сложно сделать, если учесть, что периоды изменений в образовании стали быстрее и короче – они составляют примерно 7 лет, в то время как образовательные циклы – около 15 лет. О подготовке к жизни в этих условиях говорить сложно, потому что неопределенность будущего слишком высока. Необходимо определить зону ближайшего развития общественного сознания в сфере образования. На какие образовательные потребности, ожидания граждан, общества и экономики страны следует ориентировать систему образования сегодня, чтобы ответить будущим вызовам?

Еще одна задача экспертного сообщества – поддержка инновационных проб и их институциональная рефлексия.

По мнению Александра Адамского, проблема заключается в том, что мир исследований и инноваций и мир управления образованием существуют отдельно друг от друга, и необходимо построить мост от инноваций к предметности управления.


И если сегодня предметом управления является натуральное административное регулирование действий образовательных организаций, то в эпоху цифровизации таковым станет онтология – структура понятий по сбору, обработке данных, на которых строится анализ результатов и выработка управленческих решений.

Этот переход потребует от менеджеров образования пересмотра их компетенций, потому что накопление и переработка такого массива информации станет прерогативой компьютерных программ.

Профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ Владимир Кудрявцев констатировал, что, несмотря на радикальные изменения в обществе за последние 30 лет, главной образовательной революции в нем так и не произошло, притом что для этого имелись все необходимые предпосылки в виде смелых инноваций – таких, например, как методики Михаила Щетинина, а еще раньше – Антона Макаренко.

По мнению Кудрявцева, образование – это место встречи человека с самим собой и с обществом, и эта встреча подталкивает индивида к развитию.


«Главное опасение заключается в том, что личность человека мы сводим к специалисту и что мы с детства начнем выращивать компетентных молокососов, которые утратят свое собственное “я”, – заявил Александр Асмолов. – Это противоречит ключевому запросу современного общества на уникальность личности. Основная идеология школы Выготского – поддержка разнообразия, когда не человек во Вселенной, а Вселенная в человеке».


Екатерина Рыбакова, президент "Рыбаков Фонда", объявила об открытии IV Всероссийского конкурса имени Л.С. Выготского. По ее словам, в прошлом году на конкурс поступило 5000 заявок почти из всех регионов России, из них было отобрано около 300 лучших. Критерии отбора – деятельность не по шаблону, а творчество по своей инициативе.

«Для нас Выготский не просто имя, а стиль жизни, – подчеркнула Екатерина Рыбакова. – Цель конкурса – донести до педагогов идеи ученого и создать живое, развивающееся сообщество. И на наших глазах такое сообщество формируется. Победители конкурса становятся лидерами в своих регионах и городах, они реализуют проекты при поддержке нашего фонда. Многие из них становятся преподавателями в университете детства и в рамках вебинаров делятся своим опытом с коллегами».


Этот конкурс – главное подтверждение того, что дело выдающегося ученого живет и продолжается не только в трудах его многочисленных последователей, но и в реальной практике учителей.

Ольга Дашковская
Электронная газета "Вести образования"




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (17)
Март 2024 (60)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх