Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Виталий Рубцов: Cовременная школа является школой развивающихся форм детско-взрослых общностей и типов деятельности

  • Закладки: 
  • Просмотров: 276
  •  
    • 0
Виталий Рубцов
Виталий Рубцов.

Отечественное образование на пороге будущего


В преддверии XV Международной научно-практической конференции "Психология образования: лучшие практики работы с детством" основатель и президент Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), академик РАО Виталий Рубцов делится своим видением актуальных задач педагогики.

Отечественная система образования имеет ряд ярких примеров построения эффективных систем обучения (таких, например, как система учебной деятельности Давыдова-Эльконина, система Занкова и другие). Анализ их опыта показывает, что ключом к развитию умения учиться является такая организация образовательного процесса, при которой школьники совместно друг с другом и с учителем формулируют и решают различные типы задач, выявляют содержание усваиваемого материала.

Принцип совместной деятельности и сотрудничества выступает краеугольным камнем при формировании новых образовательных стандартов во многих странах. В частности, и европейский, и китайский проекты школы будущего полагают сотрудничество – и между детьми, и детско-взрослое - в качестве главного условия эффективного обучения в основной и старшей школе.

Такая точка зрения продолжает идеи крупнейших теоретиков психологии развития двадцатого века. В частности, согласно идеям известного швейцарского психолога Ж. Пиаже, кооперация самих детей и возникающий в этих условиях социо-когнитивный конфликт являются основным фактором развития интеллектуальных структур. В отечественной психологической традиции, особенно в теориях Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, развивается противоположный подход, подчеркивающий роль взаимоотношений взрослого и детей в развитии психологических функций. Современный педагог должен понимать, что направление детского развития определяется реальным сотрудничеством внутри разновозрастного коллектива.

Обозначая контуры образования будущего, мы должны понять, какие формы общности и типы деятельности (учебная, исследовательская, проектная) будут эффективны для обучения детей. Необходимо не просто спроектировать и обосновать новые формы учебного взаимодействия, но также понять, как должны быть связаны основное и дополнительное образование, какие новые средства потребуются педагогу для организации живого сотрудничества, которое закрепит у детей познавательную мотивацию.

Принципиально важно подчеркнуть необходимость разработки как новых средств деятельности, так и самого деятельностного содержания образования. Только на их основе взрослый становится эффективным организатором, сценаристом и модератором детско-взрослых взаимодействий.

Важно понимать при этом, что отнюдь не любые предметно-содержательные среды или цифровые платформы, развивающиеся сегодня, автоматически окажутся адекватны задаче развития деятельности. Они окажутся полезными в том случае, если будут способствовать реальному сотрудничеству взрослых и детей, обеспечивая деятельность учащихся в соответствии с содержанием осваиваемых знаний.


С определенным приближением, можно обозначить некоторые параметры школы будущего, для которой формы сотрудничества детей и взрослых рассматриваются в качестве основного условия эффективного обучения детей.

Во-первых, современная школа является школой развивающихся форм детско-взрослых общностей и типов деятельности.

Во-вторых, современная школа основана на реальном сотрудничестве взрослого с детьми и детей между собой. Своеобразие форм взаимодействия зависит от возраста и особенностей деятельности учащихся (учебная, исследовательская, проектная).

В-третьих, организация детско-взрослых общностей должна быть основана на широком использовании современных сред (предметно-содержательных, знаково-символических, цифровых). При разработке их содержания учитывается направленность на выполнение детьми действий, обеспечивающих усвоение учебного материала.

В-четвертых, современная школа должна быть пространством, развивающим способности детей к взаимодействию, общению и пониманию. Школьники должны освоить проектирование и моделирование новых способов взаимодействия, которые обеспечат решение учебных, исследовательских и проектных задач.

Я считаю, сегодня у нас есть все возможности, чтобы адекватно отреагировать на вызовы времени. Совместными усилиями мы сможем сформулировать цели и задачи новой школы, выработать новую норму образования с учетом требований будущего.

www.sn.ria.ru




  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Декабрь 2019 (11)
Ноябрь 2019 (59)
Октябрь 2019 (67)
Сентябрь 2019 (42)
Август 2019 (43)
Июль 2019 (41)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх