Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Сеятельница смыслов в поясе рискованного земледелия. К юбилею Ольги Седаковой

  • Закладки: 
  • Просмотров: 541
  •  
    • 0
Ольга Александровна Седакова
Ольга Александровна Седакова.

Сегодня отмечает свой юбилей Ольга Александровна Седакова – филолог, поэт, мыслитель. Ее устами – устами одной из немногих, прямо скажем, считанных – продолжает говорить самосознание нашей культуры. Прорываясь через модные интеллектуальные «разговорчики» о культуре и шумы, вовсе не имеющие к ней никакого отношения.

21 век вдруг решил, что вечного отныне нет. Отбрасывая очевидное – то, что значение любого века, самое грандиозное и впечатляющее, высвечивается лишь в горизонте вечных смыслов. Которые возникли не сразу – зато навсегда. А у нас путают «навсегдашнее» и «навсегдавешное». «Навсегдашнее» редко и скоротечно. Оно может не повториться. Но после того, как случилось, жить по-прежнему уже нельзя. «Навсегдавешнее» массово и склонно застревать во времени, хотя давно выпало из любого смыслового ряда – не только вечности. После прощания с «навсегдавешним» порой живется так, как если бы его и не было. Хотя оно и напоминает о себе слабыми рефлексами, которые не может не фиксировать рефлексия культуры.

В своем замечательном тексте о Л.С.Выготском Ольга Седакова вспоминает образ хлебниковского «сеятеля очей»:

И с ужасом
Я понял, что я никем не видим,
Что нужно сеять очи,
Что должен сеятель очей идти.


«Сеять очи» – предназначение культуры. Чтоб не узнавать знаемое, «навсегдавешнее» - предвидеть невидимое во всполохах «навсегдашнего». А невидимое состоит их самого видящего, которого еще нет. И неясно – будет ли он. Культура творит глаза, которые способны предвидеть. В виде «третьего глаза» у каждого, кто живет в ней, - воображения. Это и есть «оптика культуры».

Часто вспоминаю притчу, которую рассказывал в своей лекции философ Александр Пятигорский. Ученик дзэн обращается к мастеру и говорит ему: «Учитель, я читал мантры ровно так, как читали их Вы, и даже пытался соизмерять свое дыхание с тем ритмом, с которым вдыхали и выдыхали этот воздух при чтении Вы. Я постился, постился год, как Вы и сказали. А просветление все никак не наступает». На что мастер ответил: «А ты не так читал. А ты не так постился». «А как?» – удивился ученик. Мастер ответил: «Когда ты и я об этом узнаем, ты уже будешь другим, и я тоже буду другим».

Ольга Седакова пишет: «В истории вражды других героев пьесы с Гамлетом (и в недоумении «реалистической» критики по поводу его поведения) и можно, вероятно, обнаружить ключ к вечной вражде того, что обыкновенно называется «жизнью», с тем, что называется «искусством». Это вражда завершенного, бывшего, неоспоримо и всеми видимого, очевидного – с возможным, рождающимся и невидимым. Творчество невидимо как будущее. Творчество понимается у Выготского не как один из видов специализированной деятельности человека (изготовление эстетических вещей) – но как общая антропологическая альтернатива человеку, обреченному на собственную наличную данность, на «возможное для него». Это значит: на внутреннюю жизнь, сведенную к рефлексам и реакциям на разнообразные агрессии внешней среды и «ранние травмы». На рост личности, который кончается по существу в раннем детстве.

Тема искусства и тема Выготского – человек возможный. С определенной, едва ли не общепринятой позиции это значит – человек невозможный».

Но человек, создавший искусство, не может уже быть и в жизни таким, каким был прежде. Даже если ему не знаком «Гамлет». Тогда и в Гамлете он признает себя возможным-невозможным.

Выготский разводил понятия «видимого» и «смыслового» поля. Но подчеркивал, что «вид предмета осмысливается значением». Иначе останется видимостью.

Ольга Александровна Седакова – великая сеятельница смыслов. Даже в «поясе рискованного земледелия», поросшего агрессивным бурьяном видимых очевидностей.

А она и самим «источникам риска» протягивает руку помощи:

Холод мира
кто-нибудь согреет.
Мертвое сердце
кто-нибудь поднимет.
Этих чудовищ
кто-нибудь возьмет за руку,
как ошалевшего ребенка:
- Пойдем, я покажу тебе такое,
чего ты никогда не видел!


Не оскудеет…

Владимир Кудрявцев




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Любимые роли обожаемой актрисы. К 90-летию Ольги Аросевой
22-12-2015
Любимые роли обожаемой актрисы. К 90-летию Ольги

Ольга Александровна Аросева вполне могла подняться на сцену в день своего вчерашнего 90-летия. Как это сделал Владимир Михайлович
Ольга Седакова. Логика страшной сказки
28-02-2013
Ольга Седакова. Логика страшной сказки

Цитата недели
24-12-2006
Цитата недели

  • Календарь
  • Архив
«    Июль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Июль 2020 (20)
Июнь 2020 (21)
Май 2020 (30)
Апрель 2020 (22)
Март 2020 (68)
Февраль 2020 (39)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх