27 мая в Госдуме РФ проходил круглый стол по проблемам патриотического воспитания школьников. Такое мероприятие созывалось далеко не первый раз и наверняка не в последний. Но за этим круглым столом депутаты, чиновники, общественные деятели и другие заинтересованные лица не просто уповали на необходимость возрождения в школе патриотического воспитания. Они попытались наметить конкретные пути продвижения в этом направлении. Продвигаться предлагалось, в том числе, путем возвращения в школу уроков НВП и введения уроков патриотического воспитания, где будут непосредственно учить детей любить Родину. Разумеется, подразумевается, что все это будет делать в рамках более широкого и разнообразного комплекса мер.
Меры, конечно, можно расширять и разнообразить. Вопрос в другом: стоит ли «военизировать» чувство под названием «любовь»? Или это знак того, что в России грядет реставрация милитаристского курса (разговор велся не абы где, а в стенах ГД – высшего органа законодательной власти)? Из советских времен нам достался в наследство термин «военно-патриотическое воспитание». Этот термин имеет свою историческую подоплеку: нашей стране приходилось слишком уж часто воевать или жить в условиях потенциальной военной угрозы. Однако в условиях мира – естественного состояния человечества - он обкарнывает само понятие патриотизма.
Ведь патриотизм – это сложный духовный феномен, в основе которого лежит любовь к своей родине, глубинное чувство общности со своим народом, осознание его истории как неотъемлемой части собственной биографии. Все это находит свое отражение в системе социальных установок, которые по-особому определяют отношение человека и человеческой общности (народа, нации) к явлениям общественно-культурной и естественно-природной действительности. В этом отношении может проступать как полнота, так и ограниченность конкретно-исторических форм патриотизма. Вспомним: советская (партийная) идеология позиционировала себя как идеология патриотизма. И сегодня в ней стремятся найти опору своим патриотическим умонастроениям известные круги российского общества. Но, скажем, индустриализация, действительно способствовавшая радикальному социально-экономическому подъему и научно-техническому рывку СССР, повлекла за собой беспрецедентное разрушение глобальной экосистемы страны, положила начало тотальному истреблению национальных природных ресурсов. На ее алтарь были принесены жизни и судьбы миллионов соотечественников, что сопровождалось более масштабным геноцидом. Вот только любовь к Родине, как и любовь вообще, есть нечто безусловное и всеохватыващее. На практике это, например, означает, что необходимость напоить водой иссушенные земли, сделать их плодородными, чтобы накормить людей, никак не оправдывает убийства Арала, который, умирая, со временем начнет убивать тех же людей. Нужно искать иные способы – и их искали, более того, находили, но партии требовалась молниеносная демонстрация «победы социализма»… «Военный» патриотизм – часть той же исторически ограниченной разновидности патриотизма советского образца.
Участники обсуждения в Думе пользовались другим термином – «патриотическое воспитание», однако, наполняли его до боли знакомым смыслом. Несомненно, готовность защищать Отечество – важнейшая составляющая патриотизма. Но она же не сводится к способности бегать в противогазе до потери пульса или разбирать-собирать АК, пытаясь уложиться в армейские нормативы, ко всему тому, чем занимаются на уроках НВП. Тут не менее, а где-то – и более, важно изучение истории России, родного языка, родной литературы (которую недавно «выдворили» из списка предметов ЕГЭ), географии страны. Именно эти дисциплины – и даже локальные курсы типа крае- и городоведенья – привнесут значительно больший патриотически-воспитательный эффект, если их соответствующим образом построить. Профессор А.Д.Дейкина, с которой мы сотрудничаем на одной из наших экспериментальных площадок, разработала оригинальный курс «Русский язык как феномен культуры». Автор курса исходила из того, что смысл языкового образования открывается – в том числе, для детей – лишь тогда, когда оно становится средством приобщения к культуре и истории. Она предложила систему организации творческой работы школьников с живым словом – не как с безличной грамматической конструкцией, а как с коллективным произведением соотечественников, которые стремились передать в этом слове что-то очень значимое и важное для всех и каждого. Надо думать, такая работа вселяет в ребенка не меньше патриотических чувств, нежели протирка ветошью цевья АК.
«Национальной таблицы умножения», разумеется, не существует. Но существуют великие ученые, составляющие гордость нации, в которых Родина вложила свои лучшие силы. Уже постигая основы естественных и точных наук не через готовые выкладки, а через призму поисков соотечественников-подвижников науки, через раскрытие того, что придавало смысл их свершениям, ребенок воочию сталкивается с образцами воплощения этих сил.
И самое главное. Если семья задолго до поступления ребенка в школу не заронит в детскую душу ростки любви к Родине, ей не смогут «научить» никакие уроки НВП и патриотического воспитания. Об этом было бы уместно вспомнить хотя бы в связи с официально объявленным в стране Годом семьи. Но тут мы сталкиваемся с одним обстоятельством. Между гражданами и Родиной всегда стоит такой конструкт, как государство. В принципе государство призвано быть олицетворением Родины, ее могущества (не только военного), ее потенциала, гарантом его преумножения и развития. Однако наше государство олицетворяет все этого настолько «не совершенно», что любить Родину становится все труднее и труднее. Какая-та часть аналитически мыслящих взрослых граждан успокаивает себя тем, «что страна у нас – хорошая, а, вот, государство…» Но попробуйте объяснить это ребенку с его синкретичной психикой. Впрочем, система образования никогда и не будет делать, поскольку является выразительницей прежде всего государственных интересов. С другой стороны, - а стоит ли это делать, стоит ли растить ребенка в духе недоверия тому, что определяет нормы его жизни в родной стране. Или опять же объяснять, что нормы-то – хорошие, а их реализация… Придется еще и искать виноватых: ведь папа и мама не столь редко вынуждены обходить законы именно потому, что государство не способно обеспечить законосообразного решения их проблем. С третьей стороны, ребенок воспитанный на доверии к государству по мере своего взросления и вхождения во все более тесный контакт с ним рискует пережить драматичный обвал иллюзий… Сторон здесь много и все они в одинаковой степени проблемны.
Однако имеется радикальный способ предупреждения всех проблем сразу. Государство само должно пройти школу патриотического воспитания и научиться любить Родину, прежде чем пытаться учить этому подрастающие поколения. Ведь Родина для государства – это в первую очередь граждане, люди. А значит, государственный патриотизм зиждется на любви, как минимум, уважении к ним. Для того, чтобы быть патриотичным государству достаточно не убивать, не обкрадывать, не обманывать своих граждан, не хамить им, не унижать их, не разрушать их родного природного дома. И наши граждане – большие и маленькие – без всяких дополнительных воспитательных мер незамедлительно ответят на это ростом патриотического сознания. Взрослые будут освобождены от необходимости отвечать детям на «скользкие» вопросы. А государство, передав функцию воспитателя патриотизма самой жизни, которую, правда, придется для этого хорошо отладить, наконец, займется своими прямыми делами – развитием экономики, социальной сферы, науки, образования, сбережением природы… В этих делах и состоит его патриотическое призвание, ибо они делаются для людей самим же людьми, организуемыми государством. Организуемыми – непременно «с любовью и уважением».
Ну, а пока государство любит единственную часть Родины в лице самого себя.
Росстат впервые подсчитал доходы федеральных чиновников
В среднем российские чиновники получают почти 40 тысяч рублей в месяц. Такие данные приводит Росстат.
К слову, зарплаты по министерствам и ведомствам обнародованы впервые, раньше публиковались только общие данные по ветвям власти.
Кстати, средняя месячная зарплата россиян чуть превышает 15 000 рублей. А в сельском хозяйстве получают в месяц и того меньше — 6000 рублей.
Доходное место
Согласно опросам, большинство молодежи хотят работать чиновниками. И, судя по результатам подсчетов Росстата, — это неудивительно.
— В приведенные средние зарплаты включены все надбавки и премии, естественно, только за I квартал этого года, — комментирует Игорь НИКОЛАЕВ, директор Департамента стратегического анализа компании ФБК. — Например, оклад замминистра составляет 7700 рублей, а вместе с надбавками он получает 110 000 рублей. Но в министерствах масса людей и с маленькими зарплатами, не превышающими 20 000 рублей. Поэтому средняя зарплата по министерствам и выходит около 50 000 рублей.
Кстати, средняя зарплата госслужащих исполнительной власти в прошлом году была 25 607 рублей, а сейчас 36 300, то есть их доходы выросли на 41% с начала года. Прибавка неплохая, с учетом того, что у народа за это время зарплаты поднялись на 28 процентов.
— Если сравнивать зарплаты чиновников с доходами топ-менеджеров, получается, что первые получают слишком мало, — говорит Николаев. — Но это некорректно, сравнивать нужно со средней зарплатой даже не по Москве (около 30 тысяч рублей), а по стране. Она у нас сейчас чуть больше 15 тысяч рублей. В итоге выходит, что министры получают в 10 — 15 раз больше, чем простые граждане. Я много анализировал эту ситуацию на примере развитых стран. Там зарплата министра превышает среднюю по стране в 3 — 4 раза, не больше. Конечно, есть мнение, что чем больше зарплата у чиновников, тем меньше они берут взятки. Но в России этот принцип не работает. С 2004 года госслужащие стали получать в 4 — 10 раз больше, но и уровень коррупции увеличился. Иностранные эксперты этой нашей особенности очень удивляются.
Судя по данным Росстата, самое доходное место у работников Центризбиркома, за ними идут труженики Государственного комитета по делам молодежи (см. таблицу). Только на третьем месте — администрация президента.
— Ничего удивительного, — говорит Николаев. — В марте состоялись выборы, поэтому у работников Центризбиркома были премии за проделанную работу. Государственный комитет по делам молодежи вообще проработал самостоятельно несколько месяцев, сейчас их присоединили к министерству. В этом комитете успели набрать руководителей, зарплаты которых высоки, а вот исполнителей с небольшими получками еще не было.
Источник: www.news.mail.ru
На развитие сайта
|
|
|