Умные должны командовать умными (из интервью Владимира Кудрявцева казахстанскому телеканалу «Хабар»).
Интервью взято 1 октября 2010 г. во время проведения в Казахском национальном университете им. Аль-Фараби (Алматы) Международной научно-практической конференции «Интеллектуальный прорыв в будущее в свете председательства Казахстана в ОБСЕ: достижения и взгляд в будущее» (Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, 1 октября 2010 г.).
Вопрос: Владимир Товиевич, нужна ли, по-вашему, ли как-то специально готовить интеллектуальной элиту нации, заинтересовано ли в этом государство?
Ответ: Хотим мы того или нет, интеллектуальная элита была, есть и будет. Ее существование – объективная реальность жизни общества. И лучше как-то осмысленно, сознательно подходить к процессу ее формирования. В этом смысле – «готовить». Хотя «готовит» ее сама история, на определенном своем отрезке – нашими руками, разумеется, в границах наших возможностей. Пушкин – феномен истории, но свой вклад в его становление внесли и Жуковский, и Царскосельский лицей, и Арина Родионовна. Иначе элиту, даже интеллектуальную, кто-то «назначит» сверху. И «властительницей дум», она будет согласно мандату, что часто приводит в лучшем случае, простите за не самый академический оборот, к идиотизму, в худшем – к трагическим последствиям.
Вопрос: Как Вы относитесь к практике элитарных школ, элитарного образования?
Ответ: Абсолютно нормально. Хотя эпитеты «элитарный», «элитный» (это, вообще, о сортах, породах, в крайнем случае, сословиях) применительно к школьной ступени образования, не говоря уже о более ранней, предпочитаю не использовать. Российские чиновники в свое время придумали выражение «школа с повышенным уровнем образования». Это звучит, как «больница с повышенным уровнем вылечивания». Образования или вылечивания не может быть больше или меньше – это либо есть, либо его нет. В образовании, конечно, существуют различные уровни – скажем, образовательные ступени, степени подготовки, глубины освоения материала и т.п. Но к «элитарности» это ровным счетом никакого отношения не имеет.
…Называйте особые образовательные учреждения хоть «элитарными» школами, но отдача от них может быть получена лишь при достаточно
высоком интеллектуальном уровне массового образования. «Элитарное» образование, если оно желает нормально существовать в обществе, может и должно опираться на этот уровень. В этом заинтересована и вся система образования, общество, в целом. А прежде всего – сама интеллектуальная элита.
Не надо бояться того, что это размоет границы между элитой и неэлитой, что это, если не уровняет, то приблизит ее в правах к прочим гражданам. Этого страшатся как раз «слабые» или «назначенные» интеллектуалы. Интеллектуальная элита, как только она начинает управлять, извините, дураками, сама неизбежно развращается и деградирует. Интеллектуально и нравственно, в первую очередь. Я не знаю, кто придумал миф о том, что интеллектуально не развитыми, не образованными людьми управлять легче. Управляемы те, кто уже умеет управлять собой. Без этого люди подвержены любому внешнему или внутреннему импульсу, и, в случае чего, ожидать от них можно чего угодно. Того же пушкинского русского бунта – бессмысленного и беспощадного. Лучше всего в толпу превращается строй. Слепой строй – в слепую толпу.
Умные должны командовать умными. Командовать в смысле – соорганизовывать, координировать действия
мыслящих людей в команде. Речь, понятно, идет не о «социальной стратификации» интеллекта. Речь о том, что существуют разные типы и уровни задач, решение которых внутри команды в любом случае требует ума, а не чего-то иного… Это совсем другой тип управления. Собственно, это и есть управление людьми – то, что отличает менеджера от пастуха.
Вопрос: Как Вы оцениваете возможности Казахстана в осуществлении того интеллектуального прорыва, которому посвящена конференция?
Ответ: Как эксперт, могу судить об этом лишь по ситуации в казахстанском образовании. В Казахстане образование, действительно, становится общественно-государственным приоритетом. Сегодня говорилось: проблем больше, чем решений, стоит ожидать новых, возможно, более острых… Но, знаете, экономисты задались целью выявить степень влияния разных звеньев образовательной системы на жизненную успешность человека. Оказалось, что самые «влиятельные» - дошкольное и высшее образование, детский сад и университет. Прежде всего им мы обязаны своими достижениями в жизни. Как раз наиболее серьезные инновационные подвижки мы наблюдаем в последние десятилетия на этих ступенях казахстанского образования.
На развитие сайта