В.Т.Кудрявцев рассказывает о том, что без воображения, детского и взрослого, развалится вся система образования, и что нужно делать, чтобы этого не произошло. Спасение прячется в детском саду. (Казань, Центр социально-гуманитарного образования, 6.02.2020 г.). В 2020 году НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» подводит итоги своей деятельности по теме «Разработка содержания и условий реализации вариативно-развивающего образования дошкольников Республики Татарстан» в составе
сетевой экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС.
Приводим интервью научного руководителя сетевой федеральной площадки В. Т. Кудрявцева, доктора психологических наук, профессора (МГППУ, г. Москва). Владимир Товиевич поделился своими взглядами на экспериментальную деятельность, а также дал оценку полученным результатам. Интервью Владимира Товиевича Кудрявцева
Казань, февраль 2020
Интервьюер: Лукишина Татьяна Александровна, канд. пед. наук (ЦСГО, г. Казань)Каким образом экспериментальная деятельность может способствовать преодолению разрыва между теорией и практикой, в частности, в дошкольном образовании?– Экспериментальная деятельность в дошкольном и любом другом образовательном учреждении – не просто апробация пусть самых передовых, но уже готовых форм работы с детьми, в которые «жизнь» руками педагога лишь вносит лишь некоторые частные коррективы. Педагог сам становится в позицию исследователя. Что это значит? К примеру, вы, занимаясь развитием речи ребенка, экспериментируете со способами словообразвания. И тут кто-то из малышей выдает буквально на ходу что-то «из Чуковского» (помните «От двух до пяти»?). Условно говоря, «лопатка» у него становится «копаткой». «Копатка», - и это сказал бы вам сам Корней Иванович, - имеет не меньшее право на существование, поскольку не нарушает принципа словообразования. Но в словарь попала имен «лопатка», принято говорить именно так. Проведите в форме игры маленькое «лингвистическое» исследование с детьми. Что между ними общего, а что различное. Чем лопатка, которой копают, похожа на ложку, которой «лопают»? А может, все дело в «лопасти», которая есть у лопатки? Предложите детям придумать сходные неологизмы. Пусть они проникнуться интересом к такому увлекательному делу, как словообразование, участвуя в нем самом. И благодаря этому первоначально овладеют некоторыми его правилами.
Исследовательская позиция педагога включает в себя умение увидеть проблему, которая может захватить всех, в том, что спонтанно и предлагает один ребенок. Спонтанно – и, казалось бы, случайно. А вы, вместе с детьми, должны схватить необходимое в случайном, если это, конечно, значимо в данном случае. Используйте любой повод. На все случаи методик не напасешься. Это – ваше исследование!
Существует точка зрения, что экспериментальная деятельность для детского сада носит скорее номинальный, чем реальный характер. Разделяете ли Вы данную позицию? Если нет, то прокомментируйте ее, пожалуйста.– Выносить таких обобщенных вердиктов я бы не стал. Многое зависит от мотива. Если эксперимент в садике является лишь инструментом зарабатывания «очков» (рейтингов, категорий и т.д.), он становится имитацией. Кроме того, педагогам не всегда ясен смысл эксперимента, они порой не могут сами поставить исследовательскую проблему, отделив ее от сугубо практической задачи. Часто работает логика (кстати, и у начинающих профессиональных исследователей, например, психологов): вот я овладел такими-то методиками – готов применять. Без понимания смысла применения и границ применимости. Без постановки проблемы и выработки замысла эксперимента – обрушить освоенный инструментарий на головы детей. Только потому, что «мне понравилось» и «я научился». Понятно, что к экспериментальной деятельности это не имеет никакого отношения.
Расскажите, пожалуйста, о наиболее интересных экспериментальных площадках.
– Знаете, я не встречал «неинтересных» среди тех, которыми руковожу. Наверное, мне повезло.
Казанский Центр социально-гуманитарного образования выпустил четыре превосходные книги о том, как ведется образовательная работа на сетевых экспериментальных площадках ФИРО РАНХиГС в Казани. В первой книге изложен опыт Детского сада №42 комбинированного вида Приволжского района – там речь идет о развитии личностного потенциала дошкольников в экологическом образовании средствами проектно-исследовательской деятельности. Во второй – рассказывается о новых подходах к построению развивающей и коррекционной работы с детьми, в том числе, детьми с ОВЗ. Этим занимаются в Детском саду № 337 комбинированного вида Ново-Савиновского района. В третьей – об ознакомлении дошкольников с профессиями ближайшего социума, которое проводится в Центре развития ребенка – Детском саду № 88 Кировского района. В четвертой – описана модель открытого развивающего образовательно-оздоровительного пространства, которая построена в Центре развития ребенка – Детском саду № 397 Ново-Савинского района.
Все это – уникальные образцы экспериментальной деятельности. Хотя публикации достойно очень многое, что наработано моими коллегами – педагогами Татарстана.
Что Вам дало руководство нашей сетевой площадкой?– Прежде всего, убеждение в том, что не просто вариативное, именно вариативное развивающее образование (если использовать терминологию моего коллеги и друга академика Александра Асмолова) может стать реальностью дошкольного мира. Не только в больших, но и малых городах. И даже в селах. Меня приятно удивили сельские садики Татарстана. Это – не доживающие «малокомплектные» учреждения, а настоящие культурно-образовательные центры, вокруг которых организуется местная жизнь и каждый из которых имеет самобытное лицо. При активном и заинтересованном участии взрослых – не только педагогов, но и родителей, представителей органов местного самоуправления, всех, кто «вхож» в садик и кого там ждут.
Скажем, у одного такого ДОО образовательный приоритет – дорожная безопасность. Но это не исчерпывается изучением детьми правил дорожного движения, пусть в увлекательной игровой форме (там на участке создана великолепная образовательная среда – модель маленького городка с дорогами, пешеходными переходами, светофорами и т.д., в детстве о таком мы могли бы только мечтать). Сейчас много разработок по этой теме. И все же, что значит соблюдать правила дорожного движения? Не из страха, не из-под палки, а осознанно. Это значит – вести себя по-взрослому. Управлять собой – а потом уж движением. И сельский садик, по сути, является школой такого управления. Водитель нынче молодеет – значит, должна расти личность. Сотрудники ГИБДД находят время содействовать этой серьезной работе, которой дети отдаются по-детски, с удовольствием и радостью. А папы, смотря на детишек, становятся более дисциплинированными водителями (есть статистика). Это и есть способ создания того, что мы с Гульшат Уразалиевой называем РОДиВ – развивающей общностью детей и взрослых.
Планируете ли Вы в будущем продлить научное руководство, в частности по РТ?– Несомненно. И не только продлить, но и расширить сферу нашего сотрудничества. К слову, сейчас на базе Центра социально-гуманитарных исследований организовано общественно-профессиональное объединение «ПсихеЯ». Такое сочетание психологического клуба и психологической мастерской. Его задача – консолидировать усилия не только психологов, но и всех, кто видит в психологии (в первую очередь, в психологии развития и образования) практику самоизменения человека, нацеленную на приращение человеческого и человечного в современном человеке и мире, который он создает для своей жизни. С благодарностью и радостью принял предложение руководить этим объединением.
Из вашего опыта: каковы должны быть мотивы у педагогов ДОО для занятия экспериментальной работой? – Их много. Но один из главных связан с осознанием того, что в детском саду не «проштамповывается» повседневность, а творится особый – необыденный мир, в котором особой жизнью живут особые дети и особые взрослые. Так, кстати, и задумал детский сад великий немецкий педагог Фридрих Фребель – ему мы обязаны и самим термином «детский сад» и его первым проектом.
Как Вы считаете, насколько эффективно можно совмещать экспериментальную работу с непосредственной профессиональной деятельностью педагога ДОО, с каждодневными обязанностями? Ведь это требует от педагогов овладения новыми компетенциями. – А тут не должно быть профессионального раздвоения личности. Педагог, по определению – исследователь меняющегося личностного мира ребенка (часто непредсказуемо), причем, участник этого изменения. А еще меняется детство вокруг, детство как социальный феномен, а вокруг детства – общество, культура, мир… Дошколка – не «колбасная фабрика» социализации на потоке. Другое дело, что именно к этому педагогов готовили десятилетиями. Уже необходимость работать по новым программам вынуждает педагога осваивать позицию экспериментатора как основную профессиональную позицию. Увы, экспериментальная деятельность нередко воспринимается как декор, а не как фундамент дошкольного образования. Система подготовки педагогов-экспериментаторов практически отсутствует. А возможности для этого есть. То, что необходимыми компетенциями можно овладеть уже в вузе, подтверждает опыт Московского государственного психолого-педагогического университета, где я работаю. Среди прочих специалистов, мы выпускаем педагогов-исследователей, способных к самостоятельному построению и осуществлению экспериментальной деятельности на разных уровнях образования.
В интервью «Российской газете» Вы отметили, что «научить учиться, в частности, означает: научить задавать вопросы, озадачиваться, сомневаться, спорить самостоятельно оценивать свои возможности». Скажите, пожалуйста, возможно ли каким-то целевым решением научить педагогов ДОУ адекватно оценивать свои возможности, прежде чем браться за эксперимент с детьми? – Вообще, это – результат полноценной учебной деятельности, форму которой, по Д. Б. Эльконину и В. В. Давыдову принимает всякое учение. Плод умения учиться. Особенно, если человек продолжает совершенствоваться в этом и после того, как за ним закроются школьные ворота, в пределе – всю жизнь. Хороший ученик (а ученичество – это дар, хотя и доступный почти каждому) сможет оценить свои возможности во всем. И в образовании – перво-наперво. В этом – смысл учения как способности, а не как процедуры муштры, которой и противостоит настоящее – всегда (а не по случаю или по заданию) «экспериментирующее» – образование.
Смысл учения очень прост, а феномен крайне редок. Философ и востоковед А.М. Пятигорский рассказывал притчу. Ученик жалуется своему дзеновскому наставнику: «Я усердно медитировал, я постился год, а просветление не наступает». А тот ему ответ: «Ты НЕ ТАК медитировал, ты НЕ ТАК постился». Ученик в растерянности: «А как, Учитель? Я делал ровным счетом все то, что советовал мне ты, как ты все делал!». А Учитель говорит: «Когда ты будешь знать, КАК, это будешь уже не ты».
А если знать заранее – зачем экспериментировать?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Портал международного педагогического сообщества "Учительство без границ"
На развитие сайта