Даниил Борисович Эльконин
Для цитаты: Эльконин Д.Б. Речь на заседании Ученого совета Психологического института (выдержки) // Культурно-историческая психология.
2024. Том 20. № 1. С. 9. DOI: 10.17759/chp.2024200102
Полный текст: Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. № 4, 1989. С. 20–24.
«У меня все время ощущение, что я в каком-то громадном долгу перед моим учителем. Вы знаете, кто был мой учитель. Это был Лев Семенович [Выготский]. Собственно, все, что я сделал, смог сделать, это только потому, что за моей спиной стоял он – не только как ученый, но и как человек и как научный работник, который воспитал во мне некоторые, мне кажется, важные качества. Это, во-первых, абсолютная бескорыстность по отношению к науке. От нее, от науки нечего ждать в смысле каких-то почестей, наград. Не стоит. Если вы будете ждать от нее этого, то вы в науке никогда ничего не сделаете. И скажу вам совершенно честно, что я работал абсолютно бескорыстно, никогда не думал о том, что это мне вообще даст. Была бы правда!»
«Я честно говорю, я в детской, педагогической психологии, да и вообще в психологии до сих пор остаюсь человеком военным. Я терпеть не могу никаких компромиссов, я терпеть не могу никакой пошлятины в науке, … я терпеть не могу ничего такого, что привносится в науку, кроме ее собственной внутренней логики.» [Аплодисменты]
«Наука для меня не способ жить, а это есть просто моя жизнь. Я должен вам сказать честно: я от нее получил полную порцию удовольствия. Несмотря на то, что внешних ударов и неудовольствий и раньше, и теперь было сверхдостаточно. … Я бы сказал так: я работал свободно, будучи увлеченным ее содержанием и способом ее исполнения. Мне кажется, простите за хвастовство, это самое важное мое качество: полная свобода, полное отсутствие каких бы то ни было внешних побудителей, приспособления и т. п.»
«Я прожил такую интересную жизнь! С кем я только не был знаком: с В.М.Бехтеревым, с А.А.Ухтомским, с Л.Л.Высильевым – изумительным физиологом. Я уже не говорю о москвичах. Я был учеником Льва Семеновича, Александр Владимирович Запорожец был моим другом, Алексей Николаевич [Леонтьев]. Ведь это же были, понимаете, Люди!!! А с кем поведешься, от того и наберешься. Эти люди меня и сделали. Я и есть совокупность этих общественных отношений. [Аплодисменты]
Портал психологических изданий PsyJournals.ruВесь номер в свободном доступе для чтения и скачивания
На развитие сайта