Замучил многолетний страх передвижения на транспорте. Принимаю лекарства - не помогает. От безысходности началась депрессия. Подскажите, что делать?
Из Гостевой книги сайта Владимира Кудрявцева
По понятным причинам этот вопрос задается в последнее время довольно часто. (Данный вопрос был задан посетителем сайта в сентябре 2004 г., несколько недель спустя после чудовищных терактов на пассажирских самолетах над Ростовской и Тульской областью и в Беслане).
Страхи, связанные с террористической угрозой, - особая тема. Вероятность того, что она настигнет каждого конкретного человека - ничтожно мала. Но, с другой стороны, это может произойти в любом месте и в любое время. Так что же, из-за этого "ставить крест" на всей жизни? Ведь, если вдуматься, то жизнь - не самое худшее из того, что нам предложено в этом мире. В глубине души мы верим, что позитив в ней все-таки чуть превышает негатив. А на деле? Так ли мы часто сами притягиваем к себе этот позитив? Извините за банальность, но когда в последний раз Вы бывали в театре, выезжали на природу, общались с детьми (не по поводу уроков), любимыми (не по поводу кастрюль), друзьями (не по поводу работы)? Чаще мы начинаем искать в этом спасение уже тогда, когда психологически травмированы. А это надо делать всегда! Не дожидаясь ударов извне. В том числе - в "профилактических целях".
У Вас есть мечта? Вы давно хотели изучить суахили, написать книгу о бабочках, совершить рывок в карьере, попробовать суши, глобально осчастливить человечество? Так вот, дерзайте - сейчас самый момент. Говорите, что сможете это сделать, только настроившись на «хорошую волну»? Но на «хорошей волне» все и так хорошо, чего еще желать? К тому же позвольте себе роскошь спокойно и полнокровно пережить ее ласковый накат – не столь уж часто такой случай нам предоставляет судьба… А вот именно сейчас откройте в себе нечто такое, что удивило, даже ошарашило бы Вас самих. Сделайте все, чтобы стать интересным и значимым в первую очередь для себя. Мы ведь сами замыкаем себя в нашем обыденном мире, кишащим страхами, во многом - надуманными. Вместо того, чтобы развивать спасительное воображение, которое способно перебороть наши страхи, открыв в каждом из нас "героя". Нет времени? А подумайте, на что уж такое сверхважное мы расходуем его значительную часть? Не на пестование ли тех же страхов?
Любые страхи требуют, так сказать, хирургического вмешательства на эмбриональном уровне - устранения своего источника, причины. А причина чаще всего не лежит на поверхности. Мы боимся не самого по себе метро, лифта или многолюдной площади. Все страхи - глубоко индивидуализированы. Проблемы, которые мы переживаем, спускаясь на эскалаторе, могут быть бессознательным переносом чувства, испытанного во время поездки на нелюбимое место работы или на встречу с антипатичным нам человеком. В этом случае, чтобы преодолеть страх передвижения, иногда достаточно сменить место работы или прекратить встречаться с этим человеком. Либо - попытаться изменить свое отношение к тому и другому, что бывает много сложнее. Причина этого случая - "ближе к поверхности".
Источники страхов могут иметь и более косвенный характер, часто уходя своими корнями в наше в детство. Некоторые люди испытывают самые разные страхи, потому что обостренно нуждаются в постоянном внимании к себе и поддержке со стороны окружающих. На неосознаваемом уровне они не очень-то спешат расстаться со своими страхами. Через них "удерживают" рядом с собой других людей. Этот страх-психологический "поводок" родом из детства. Его нельзя распознать сразу. А ведь здесь противника нужно знать не просто в лицо. По возможности, его надо изучить изнутри, эмоционально вжиться в его образ, познать его сильные и слабые стороны, как это делают японские самураи и шахматисты. В этом Вам поможет лишь консультация профессионального психолога и последующая работа с ним.
Не стоит пренебрегать и медикаментозным лечением (тем более, если речь идет о многолетних страхах). Психологическая помощь будет более эффективной, если вы обратитесь к психоневрологу (психиатру), который в случае необходимости подберет для Вас оптимальную схему приема нейролептиков, транквилизаторов и антидепрессантов (эта схема очень индивидуальна). Лучше проконсультироваться у нескольких врачей, поскольку сейчас выпускается много новых, значительно более эффективных препаратов, которые к тому же не вызывают привыкания.
И, наконец, - движения, доступные Вам физические нагрузки, водные процедуры. Неподвижному существу трудно взять верх над своими страхами.
В любом случае Вы должны помнить, что справиться со Вашими страхами можете только Вы сами. Но для этого потребуется комплексная помощь специалистов. Не стоит рассчитывать на то, что победа придет сразу. Это - не разовая инъекция, а длительный процесс. Ведь многие страхи "вынашиваются" годами, затем мы тратим какое-то время на неудачные попытки борьбы с ними, что вызывает затяжные депрессии, перерастающие в другие страхи и т.д. Однако при наличии продуманной специалистами и обязательно принятой лично Вами системы работы успех будет достигнут.
Значит ли это, что уже существует универсальная «вакцина» от страха? Не могу говорить за других, но психологи, как правило, не занимаются поиском подобных "вакцин", как и развитием у человека абсолютного "бесстрашия". Если, конечно, специалист не выполняет весьма специфический заказ. Психолог помогает человеку разобраться в самих страхах, выявить источники их происхождения, выработать адекватное отношение к ним. Чтобы человек не позволил им разрушать свою психику изнутри, не стал их раболепным слугой.
Если бы все страхи являлись бы отражением внешней угрозы в нашей голове, сердце или пятках, все было значительно проще. В данном случае страхи ориентируют нас в реальном мире опасностей. Хотя правильнее было бы говорить не о страхе, а об обостренной форме "чувства опасности", без которого человек не сможет мобилизовать свои усилия для принятия оперативного решения в экстремальной ситуации. Подавление этого чувства столь же неуместно, как и преодоление страха падения камня на вашу голову путем систематических прогулок в зонах горных обвалов. Однако мир реальных опасностей - нередко менее сложен, чем мир человеческих страхов.
Например, часто оказывается трудно "примирить" рассудок и чувства при оценке травмирующей ситуации (этим как раз и занято наше воображение). Даже маленький ребенок, рисуя чудовище в телевизоре, отдает себе отчет: "Я знаю, что оно не вылезет, но все равно боюсь".
Бывает и так, что люди начинают бояться... самих своих страхов. В моей практике был случай, когда женщина заранее испытывала острую тревогу перед возможным наступлением панической атаки при поездке в лифте. Это происходило на фоне характерных вегетативных проявлений (учащение пульса, подъем артериального давления, дрожание конечностей, потливость). Женщина прямо признавалась: "Меня разрушает, бросает в дрожь одна мысль, что я опять испугаюсь. Как будто кто-то сидит во мне и заставляет меня трястись." Правда, когда-то в лифте она подверглась ограблению. Но со временем стала в мыслях утешать себя тем, что "молния дважды в одно место не бьет", поверила в это. Я вначале думал, что это просто неэффективный (трафаретный, банальный) способ психологической защиты. Однако страх возникал у нее перед тем, когда в лифт нужно было войти одной. С попутчиками, даже с незнакомцами (!) она это делала совершенно спокойно. ...Короче, я решил поближе познакомиться с этим "внутренним человечком", который заставлял женщину бояться. Оказалось, что он поначалу не имел никакого отношения к тому грабителю, хотя со временем начал его использовать в качестве "сообщника". Но это - особая долгая история.
Такого рода "иррациональные" ситуации и позволяет объяснить психология, чтобы затем найти из них правильный выход. Именно этого (а не "лекарства против страха") и следует ожидать от психолога. Много это или мало - решайте сами.
Еще раз повторю: адекватное отношение к страхам и их причинам обеспечивает наше воображение.
Страхи - от недостатка воображения, а не от его избытка (как очень часть считают). От неумения альтернативно осмыслить ситуацию, подключить "боковое мышление". Это доказано в ряде психологических исследований. Те, кто занимается эскалацией страхов в обществе, играют на слабостях массового сознания, которое привыкло оперировать штампами и не привыкло к творческой работе.
Посмотрите, как дети изживают свои страхи в фантазиях. Они придумывают истории-небылицы, создают воображаемые миры, где обыгрывают, в том числе, травмирующие ситуации. Рассказывают "страшилки" и "садистские стишки". И если подобное не сочетается с проявлениями насилия в реальной жизни ребенка, то это не должно вызывать тревоги у взрослых.
Воображение, помимо всего прочего, позволяет "разбудить" героя, который как былинный богатырь, "дремлет" в каждом из нас. Хотя обнаружить его не всегда просто, здесь надо поработать над собой. Голливудский миф о Человеке-пауке описывает чудесное перевоплощение скромного фоторепортера в супергероя. Сюжет - весьма типичный. Но главное, что это перевоплощение в корне меняет повседневную жизнь парнишки, когда он вновь возвращается в свой привычный образ. Как тут не вспомнить В.Шеллинга, писавшего: каждая подлинная индивидуальность (читай: личность) создает о себе мифологию. Очень психологичная оценка великого философа!
Кстати, цену "героизма" по-своему хорошо знала и использовала на практике советская идеология, особенно во времена сталинского правления. С одной стороны, в сознание людей заколачивали штампы и держали их в всепарализующем страхе перед репрессиями. С другой стороны, понималось, что инертная и запуганная масса - даже в качестве инструмента - не сможет обеспечить победы в борьбе за мировое господство. Поэтому людям постоянно внушали, что они являются частью некоей могущественной созидательной силы, перед которой "нет преград". Была даже такая песня-агитка: "Когда страна прикажет быть героем, у нас героем становится любой". И люди... становились героями. Как бы примитивно ни велась такая пропаганда, они верили и идентифицировали себя с этой силой. Эта вера и стремление к такой идентификации имеет еще языческие корни. А в нас всегда много оставалось (и остается) от языческого. Поэтому не только "вопреки" (как принято думать), но отчасти и "благодаря" господствующей идеологии в те годы так много значительного было создано в науке, технике, культуре. Разумеется, дело не во всесилии идеологии, а в богатстве самого человеческого потенциала. Идеологи лишь нашли точный приоритет. Правда, за всю эту "героику" было заплачено нечеловеческой ценой.
Совершенно особый случай - героизм наших соотечественников во времена Великой Отечественной войны. Его источником был прежде всего внутренний долг людей, коллективный – для всех и безраздельный – для каждого. Да, идеология и здесь не утрачивала своих функций («За Родину, за Сталина!»), но, пожалуй, именно эта война с особой силой заострила в людском сознании абсолютную ценность родного и близкого – семьи, детей, дома, малой родины. По мере этого живое, идеологически не вытравленное наполнение для них стали получать и такие глобальные понятия, как большая Родина, страна, народ, история. Жители далеких среднеазиатских кишлаков, куда канонада войны не докатывалась вовсе, брали оружие и шли защищать свою Родину. Военные подвиги, ставшие нормой, доказали, что советский народ (в данном случае уже вопреки сталинистской идеологии) – не слепая и покорная масса, а внутренне организованная общественная сила, «единицей измерения» которой является индивидуальный поступок. Своими подвигами люди демонстрировали не верноподданническое бесстрашие перед лицом смерти, а утверждали высшие смыслы жизни.
Возвращаясь к нашей основной теме, заметим, что поиск, порождение, обретение и утверждение таких смыслов и есть та форма духовной работы, которая, помимо всего прочего, позволяет сформировать человеку адекватное отношение к своим страхам. Не случайно истинно верующие люди не боятся смерти. (Для того, чтобы выявить реальный процент таких людей в обществе, социологу достаточно включить в анкету один-единственный вопрос: «Боитесь ли Вы смерти?», а не спрашивать: «Верите ли Вы в Бога?»). Смыслы жизни создаются и поддерживаются опять-таки только силой нашего воображения. Творчески осмысленная жизнь просто не оставляет в себе места «не нужным» человеку страхам – тем, которые не имеют для него никакого функционального значения, ничего «не говорят» об окружающих его реальных опасностях.
Несколько слов об условиях развития у ребенка воображения, способного противостоять страхам. Если ограничиться конструированием "вымышленных миров", "мифов" и т.п., то и преодолевать страхи ребенок сможет лишь в виртуальной форме (хотя и это необходимо). В реальной жизни он останется по-прежнему беспомощным перед лицом собственных страхов. Очень важно еще до того, как ребенок научится играть, сочинять и т.п., постоянно решать вместе с ним "задачи повышенной категории сложности", которые ему заведомо не по плечу. Знайте, что первый "супергерой" (который позднее благодаря развитию фантазии видоизменится и переселится во внутренний мир ребенка) это - вы сами. Совместно решать "сверхзадачи" можно (и нужно) начинать еще в младенчестве. Простейшая ситуация. Ребенок не может достать игрушку. Не идите за ней, а поднесите к ней малыша - пусть сам возьмет. А еще лучше - положите игрушку на самую высокую полку самого высокого шкафа, поднимите его туда на руках и дайте ему возможность взять предмет. Продемонстрируйте ему образец потенциального "могущества" его же собственными руками. Прежде, чем ребенок возвысится над собой "духовно" (например, по выражению Л.С.Выготского, "станет на голову выше себя" в игре), необходимо, чтобы это произошло в буквальном смысле слова. И самое главное - с позиций обретенных "высот" он должен сам сделать нечто доселе не досягаемое. Пусть поначалу эта самостоятельность будет минимальной.
С каждым разом доля вашего участия должна уменьшаться, а доля участия ребенка - возрастать. Ребенок на первых порах как бы слит с вами в единую практическую и психологическую "силу". Все "эффекты действия" этой силы, хотя они и достигнуты прежде всего благодаря вам, он приписывает себе. Не забудьте хвалить ребенка за каждый такой маленький успех, подчеркивая, что это - именно его достижение.
Подобный психологический аванс лежит и в основе "базисного доверия к миру" (Э.Эриксон), и в основе веры в свои силы. А эти - две стороны одной медали - и есть то, чего больше всего боятся наши страхи. Это подготовит почву для развития воображения в том направлении, о котором речь шла выше, позволит превратить его виртуальную силу во вполне реальную.
На развитие сайта