10 июня подарило мне замечательного соавтора - Диану Илфатововну Фаттахову. Пусть дольше века длится вереница счастливых 10-х чисел первого месяца лета!:)
Владимир Кудрявцев
В журнале
"Детский сад: теория и практика" (2016. № 2) опубликована статья В.Т.Кудрявцева и Д.И.Фаттаховой "Социальная ситуация развития на стыке возрастов: как воображение вводит ребенка в перспективу ученичества".
Фрагмент статьиВ 1923 г. К.И. Чуковский написал всем известные строчки:
Дали Мурочке тетрадь,
Стала Мура рисовать.
«Это - елочка мохнатая.
Это - козочка рогатая.
Это - дядя с бородой.
Это - дом с трубой».
«Ну, а это что такое,
Непонятное, чудное,
С десятью ногами,
С десятью рогами?»
«Это Бяка-Закаляка Кусачая,
Я сама из головы ее выдумала».
«Что ж ты бросила тетрадь,
Перестала рисовать?»
«Я ее боюсь!»Каким образом отличить на рисунке простую комбинацию разнородных элементов, извлеченных ребенком из наличного опыта, или же, придуманного зверя, связанного смысловым реализмом воображения. В рассказе ребенка должен присутствовать замысел, который связывает выдуманные части единого целого. К примеру (пофантазируем сами) - десять ног, потому что она любит быстро бегать и перемещаться из одно королевства в другое со своими друзьями, десять рогов, потому что ей нужно защищаться от врагов или защищать друзей, с которыми она путешествует, и кусачая – по той же причине… Или потому что она любит хорошо и вкусно поесть в каждом королевстве, где оказывается. То есть образ выдуманного существа несет в себе единое смысловое целое, а не является простой комбинацией частей разных зверей, приумноженных в количестве. Обычно так фантазируют и дети.
А если рассматривать не только изображение загадочного существа, но и ситуацию, в целом, которую описывает Чуковский? Мурочка рисовала все, что ей приходило в голову. Возможно, сначала она сама не поняла, что нафантазировала и нарисовала, а открыть для себя смысл рисунка заставил ее вопрос взрослого - в итоге она бросила тетрадь, испугавшись собственной интерпретации своей «фантазии».
Способность самостоятельно придавать смысл ситуациям и переосмысливать их воображении складывается лишь ближе к концу дошкольного детства, к 6-7 годам (Е.Е. Кравцова, 2000). Это свидетельство того, что ребенок занять субъектную (или «внутреннюю», по Е.Е. Кравцовой) позицию, и не только «в воображении», которое необходимо для ее возникновения. Полноценно сформированное в старшем дошкольном возрасте воображение создает для ребенка возможность включения в новую социальную ситуацию развития на стыке двух периодов детства, причем – включения в качестве субъекта. Такого субъекта в итоге и можно назвать «учеником», или точнее, учащимся – учащимся с той или иной степенью самостоятельности, в отличие от «обучаемого» кем-то («чем-то» в стихийных обстоятельствах) извне. Дошкольник может выступать субъектом в разнообразных процессах своего учения. Субъектом познания, творчества и т.д., совершающихся при этом, но не самой деятельности учения, которая может принимать их форму или протекать внутри них. Учение как особая деятельность со своим субъектом, а не просто как активность, направленная на объектные преобразования определенного свойства, возникает (не всегда!) лишь в младшем школьном возрасте. Ключевым слагаемым психологической готовности к освоению этой деятельности (ее построению) служит развитие воображения в дошкольном детстве (В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, 1997).
Впрочем, невозможно уже полноценно овладеть чтением и письмом, не умея воображать, а, значит, и играть. Ведь текст – это всегда адресация к другому человеку, которого в данный момент не видишь, а, может быть, даже и не знаешь. Можно только «вообразить» и прочитать написанное его глазами… Нельзя разобраться в математике дальше счетных палочек, не научившись общаться. Потому что математика – это символическая система, «язык», который объединяет разных людей на поприще понимания содержания особого типа задач куда больше, чем пересчет яблочек, грибочков или даже «условных» палочек. А «условность» научного знания не может открыться разуму до и без «условности» игры, которая требует воображения (А. Асмолов, В. Кудрявцев, 2016).
На развитие сайта