Из отзыва В.Т.Кудрявцева на кандидатскую диссертацию Д.А.Василенко на тему «Автобиографическая память как конструктивный процесс»
Закладки:
Просмотров: 1 789
0
23 июня 2017 г. на факультете психологии МГУ состоялась защита кандидатской диссертации Дарьи Александровны Василенко на тему «Автобиографическая память как конструктивный процесс». 19:1 – убедительная и заслуженная победа, с которой мы поздравляем Дарью Александровну и ее научного руководителя докт. психол. наук. Веронику Валерьевну Нуркову. Психология пополнилась не только еще одним кандидатом психологических наук, но и... психологом. А это – событие и для психолога, и для психологии. Что становится особо заметным на фоне «массовизации» психологического ремесла.
Первым оппонентом на защите выступил докт. психол. наук В.Т. Кудрявцев, фрагмент отзыва которого приводится ниже.
Подчеркивая общепсихологическую значимость того, что сделала Д.А.Василенко, хотел бы обратить внимание на два принципиальных момента:
1. И результаты психологических исследований, и жизненный опыт косвенно подсказывает, что человеческие воспоминания способны мотивировать процесс самоопределения. В развитие концепции В.В. Нурковой автор убедительно показывает, что именно целеполагание избирательно актуализирует те или иные воспоминания. В результате этого им заново придается личностный смысл. А в ряде случаев они могут им впервые наделяться. Работа Д.А.Василенко – о смыслопорождении, материал для проникновения в латентные механизмы которого по-своему предоставляет исследователю автобиографическая память.
В чем отличие этого подхода от психоанализа, который возделывает то же проблемное поле? Воспоминания психоанализа – это «воспоминания о прошлом», которые предзадают образ настоящего, заранее наполняя его смыслом. Психоаналитику остается лишь уловить его в потоке «свободных ассоциаций», а анализант может при этом испытать «шок из прошлого». У автора исследования автобиографические воспоминания – это «воспоминания для будущего». Цель – как осмысливаемая перспектива – не просто «притягивает» их из прошлого, но по-особому реорганизует содержания автобиографической памяти. Мы любим повторять тезис о том, что память, воспоминания человека – это гарант целостности его личности. Иногда условно вынося за скобки то не менее очевидное обстоятельство, что речь всегда идет о развивающейся личности. Автобиографические воспоминания – всегда развивающиеся. Это – нескончаемое путешествие во времени жизни личности, цели которого могут меняться. На мой взгляд, это убедительно доказывает автор.
Процитирую поэта Циприана Норвида:
…Мысль моя, плыви с ангелом, Плыви, как когда-то я плыл: За воспоминанием - плыви воспоминанием…
2. Вероятно, Платон был бы очень удивлен (не в его, «платоновском», смысле), что мы, изучающие его диалог «Менон», где развернута идея еще в студенчестве, по-прежнему продолжаем рассматривать воображение и память (даже трактуя ее как «активную», «конструктивную», «деятельную) в качестве антонимов, если не антагонистов. Тот факт, что в работе, по сути, предпринята попытка преодолеть этого антагонизм придает ее результатам дополнительную теоретическую весомость и научную новизну.
С этим связано и мое единственное замечание к диссертационному труду Д.А.Василенко. Автор могла бы более широко использовать многочисленные работы, в которых раскрываются особенности связи воображения и смыслообразования, чтобы соотнести собственную позицию с выводами, полученными их авторами. Начиная, кстати, с Л.С.Выготского, на которого отчасти опирается диссертант.