Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Торжественное посвящение человека в дикаря (цитата недели)

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 023
  •  
    • 0
Михаил Ильич Ромм
Михаил Ильич Ромм

В течении трех суток после прихода Гитлера к власти приходил эти факельные шествия - факелцуги. Я гляжу на этот поток огня и думаю - в чем был подлинный, глубинный смысл этих спектаклей? Ну да - они демонстрировали мощь нового порядка. Устрашали.
Возбуждали простые души. Но все-таки самым главным в этих факелцугах было то, что они помогали превратить человека - в дикаря. Причем превратить его в дикаря в торжественной обстановке. Так что, превращаясь в дикаря, он чувствовал себя чуть ли не героем. А готовый на все дикарь был очень нужен Третьему Рейху. Он нужен был, прежде всего, для того, чтобы истребить все, что противилось нацизму. Все, что стояло у него на пути.

Первый удар был нанесен по коммунистам. В концлагеря, в тюрьмы.

За коммунистами - социал-демократы. Руководители профсоюзов. Рабочие-активисты. Редакторы журналов, газет, радио. И вообще – все, кто осмеливался думать иначе, чем думал Гитлер.

И вот я гляжу на эту огненную свастику и не могу примириться с мыслью о том, в Германии, в стране великой культуры к власти пришли полуграмотные, самодовольно тупые люди, которые сделали все, чтобы превратить человека в восторженного дикаря.

Вот - жгут книги. Тогда их жгли во дворах всех университетов. Перед Берлинским университетом выступал Геббельс. Он произносил очень возвышенную речь. Он говорил о торжестве германского духа. О новой культуре, а под эту речь студенты, вместе с подручными Геббельса, вместе с эсэсовцами бросали в огонь книги. Кого же жгли? Жгли Толстого и Маяковского, Вольтера и Анатоля Франца, Ромен Ролана и Джека Лондона. А Геббельс говорил, а тем временем жгли лучших немецких писателей. Жгли Гайне, жгли Томаса и Генриха Мана, жгли Фейхтвангера, Ремарка, Бертольда Брехта. Ну, разумеется, жгли Маркса, Энгельса, Ленина. Жгли труды величайших ученых не арийского происхождения.

Человеческая мысль летела в огонь. А что же осталось?

Осталось! Вот - академия наук. В том виде, который она постепенно приобрела. Выступает Геббельс. Он представляет Академии нового президента - Зейс Ингварда. Вот ему вручаются президентские полномочия. Зейс Ингвард - гауляйтер Австрии. В общем - нормальный палач. Произносит президентскую речь. Интересен состав слушающих.

А вот это - уже Академия права. Выступает Франк. Состав присутствующих поразительно похож на тот, который мы только что видели. Кстати, эта Академия права приняла постановление, согласно которому любовь к фюреру является правовым понятием. Поэтому за не любовь к фюреру можно судить уголовным порядком.


Михаил Ромм, режиссер кино и театра, сценарист, публицист, мыслитель, педагог. Из закадрового текста фильма «Обыкновенный фашизм»

В.К.: Без преувеличений: я «воспитан» на этом фильме, который меня, 12-летнего, в начале 70-х буквально заставил посмотреть отец. За что ему благодарен. Меня не особо интересовала документалистика (хотя фильм обладал всеми чертами сильнейшего художественного произведения, которые я, конечно, смог разглядеть позднее). Отец сказал: «Тебе ведь нравиться «Девять дней одного года»? Так вот, это снял тот же режиссер». Я успел полюбить «Девять дней…» - опять же с папиной подачи. И мы пошли смотреть «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма…

В 12 – не рано ли? Я бы сказал, позже бывает поздно. И рекомендовал бы предварять или, как минимум, сопровождать школьное изучение истории Второй Мировой, о которой мы уже кое-что знали и даже играли «в нее» во дворах. Понятно было не все, но это кино на смысловой вырост, его нужно пересматривать и переобдумывать годами. Да и вокруг должно что-то исторически меняться. Как раз для понимания того, что столкнулось в той войне (не армии, не народы – это ясно сразу) и над чем была одержана победа, результаты и цену которой мы сейчас растаскиваем на пошлую идеологическую мелочь, на перезвякивание всякой псевдополитической дребеденью. Вместо того, чтобы учиться у истории спасительному мышлению.

Один штрих. Михаил Ромм снял свой фильм 1965 г. Спустя четыре года, в 1969-м, он вместе с соавторами-сценаристами Майей Туровской и Юрием Ханютиным подготовил к печати одноименную книгу о нем. К этому моменту фильм получил все международные награды и был признан «шедевром советского кино». Неслучайно издательство «Искусство» планировало выпустить книгу в серии с тем же названием - «Шедевры советского кино». Книга уже сверстана и вдруг неожиданно выпадает из издательского плана. Ее встреча с читателем состоялась только через 37 лет, в 2006 г. Издательство «Сеанс» дополнило верстку «Искусства» архивными материалами, и получилось расширенное издание. Видно, не зря книга ждала этой встречи почти 40 лет.

Спасибо, что не уничтожили верстку. Нет, не по примеру персонажей фильма, просто так – чтобы не занимала полезного места на полке. И в мышлении заодно.

А фильм - в 12 лет не рано. А то в 12.00, в полночь вместо Совы Минервы полетит интеллектуально и нравственно ощипанный бройлер исторического сознания. Шмяк-шмяк – швыряются тушками оппоненты. Не доиграли в «войнушку».




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Избранник настоящей философии. Памяти Л.К.Науменко
19-06-2020
Избранник настоящей философии. Памяти Л.К.Науменко

Не стало философа профессора Льва Константиновича Науменко.
Зачем нужен забор? (цитата недели)
23-08-2015
Зачем нужен забор? (цитата недели)

Плох тот забор, за которым не начинается Вселенная. По обе стороны. А иначе - зачем нужен забор? (Владимир Кудрявцев)
Цитата недели
15-03-2005
Цитата недели

  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Октябрь 2024 (33)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (36)
Июль 2024 (23)
Июнь 2024 (42)
Май 2024 (41)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх