И.П.Павлов, Ч.Шеррингтон и Л.С.Выготский
Один, ставший теперь знаменитым, опыт академика Павлова над собакой может прекрасно пояснить, какие глубокие изменения вносит воспитание в развитие ребенка, в какой степени пластична и воспитуема человеческая природа.
Опыт состоял в том, что собаке наносились электрическим током ожоги на кожу, когда ей давалась пища. Собака реагировала на это болевое, разрушительное раздражение бурной защитной реакцией – рвалась, лаяла, старалась освободиться. Однако постепенно путем многократного повторения этой комбинации ожогов и пищи, реакция собаки коренным образом изменялась. Ожоги сделались для собаки условным раздражителем пищевой реакции. Стоило теперь начать прижигать кожу собаки, даже не давая ей пищи, как она в ответ реагировала так, как обычно реагировала на пищу. Она виляла хвостом, тянулась к экспериментатору, лизала ему руки, выделяла слюну и т.д.
Присутствовавший в первый раз при этих опытах знаменитый английский физиолог Шеррингтон сказал, глядя на собаку, реагирующую радостью на ожоги: «Теперь я понимаю радость мучеников, восходивших на костер».
Лев Выготский, психолог
На развитие сайта