Александр Моисеевич Пятигорский
Не мыслить - это преступление, даже с поправкой на то, что «не умею», «не способен», «не привык». И хуже всего –
«не мое дело». Пусть
за меня мыслит государство. Наивность с трагическими последствиями. Ведь государство – та же машина, на которую с момента его возникновения пытаются переложить функции мышления, как сегодня – на «искусственный интеллект». По сути, об этом еще в 1960-х гг. писал философ Э.В.Ильенков «Не-мышление» - соучастие в «антропологическом» преступлении. В самоустранении человека от мышления. Вы не замечали, что все чаще говорят об «электронной бюрократии» и даже «электронном ГУЛАГе» (это, конечно, пока лишь хлесткая метафора)? И вправду, мы имеем дело с однопорядковыми явлениями, за тем исключением, что государственная машина «программируется» и управляется, в отличие от «электронной», куда более интеллектуально ограниченными и непрофессиональными людьми. А в применении к человеку речь здесь идет не о коллективной, а о самой что ни на есть
личной ответственности, хотя вопрос был задан о коллективной. «Не-мышление» - соучастие в «антропологическом» преступлении.
В.К.Вы меня спросили о коллективной ответственности, а это, на деле уже не вопрос политики, и даже не вопрос философии политики, и, тем более, не юридический… Это вопрос онтологии. Я хочу привести вот эти знаменитые слова Донна: «Человек не остров (сам по себе, каждый человек есть часть Материка) а потому не спрашивай, по ком звонит колокол, он звонит по тебе»*. Вот Донн мыслил онтологически! А что это значит? Никакая ситуация человека не изолирована и не случайна. Вот, допустим, я, гражданин, какой-то страны, которая развязала войну. И вот, я, скажем, среднестатистический человек, т.е. немыслящий, работаю, например, банковским клерком... Что я делаю? Я говорю - нет, нет, я тут не при чем, я не воюю, я, мол, пропаганду не распространяю, это все государство, это элита, не я! Я просто тихо мирно работаю в банке, ничего не знаю, отцепитесь от меня. Что тут сказать… понятно, что по уголовному праву, я и, правда, не виновен. Не виновен же, так? Не воюю, преступлений военных не совершаю, так ведь? Придраться не к чему. А с позиции онтологии я совершаю преступление! Какое? Я не мыслю! Я не задаю вопрос - как же так, почему я оказался в такой ситуации? Почему я оказался гражданином страны, которая оккупировала другую страну, а? Вот еще, рассказ Брэдбери помните? Наступил на какую то дрянную бабочку и всю историю пустил под откос. Казалось бы, ну, какая-то бабочка, при чем тут она? А при том! Брэдбери - молодец, он мыслил, кстати. А я, вот такой прекрасный, благонамеренный клерк, - нет. Раз цепь причин и следствий привела меня к тому, что я гражданин преступного государства, то это значит, что я к этому причастен… Так, что, причастность - преступление? В смысле, онтологическое преступление, я о нем только говорю. Нет. Преступление начинается с момента, когда я говорю: я тут не при чем. Потому, что я отказываюсь видеть ситуацию, видеть свое участие, видеть, как сказал какой-нибудь Дигнага, как я допустил, что семена кармы проросли. А, значит, будут прорастать еще и еще и вносить свою лепту в войну, в геноцид, во что угодно. Я не мыслил, значит, не прервал сцепление причин и следствий, значит, попустил, чтобы все продолжалось дальше. Вот так обстоят дела.
Александр Пятигорский, философ, востоковед, писатель
*‘No man is an island, entire of itself; every man is a piece of the continent, a part of the main… Any man's death diminishes me because I am involved in mankind; and therefore never send to know for whom the bell tolls; it tolls for thee’. - «Ни один человек не является островом, целиком состоящим из самого себя; каждый человек – это часть континента, часть большого… Смерть любого человека умаляет меня, потому что я причастен к человечеству; и поэтому никогда не посылайте узнать, по ком звонит колокол; он звонит по тебе» (Размышление XVII Джона Донна из «Молитв по непредвиденным обстоятельствам») -
Прим. В.К.
На развитие сайта