Александр Асмолов. Фото:pryamaya.ru
Еще раз про любовь
Цитаты из лекции Александра Асмолова в лектории "Прямая речь" 12 марта 2024 года➤ Наша жизнь по большому счету — это океан «влюблений». Любить — это значит всегда подниматься ввысь.
➤ В любви важны не слова, а смысловая интонация. Любовь приводит к полю, которое мало кто чувствует. Это уникальное, ценностно-смысловое поле.
➤ Все мы помним великую любовь и великую драму Данте и Беатриче. Он видел ее только мельком. Но после — все стихи и все произведения так или иначе были связаны с ней. Незавершенная любовь, как говорил Жан Люк Нанси, последователь Фрейда, это «ожог смысла». Между Данте и Беатриче был этот «ожог смысла». А то, что вне времени, всегда ко времени: поэтому их история притягательной незавершенной любви невероятно современна.
Лаура и Петрарка — еще одна уникальная симбиотическая пара, еще одна любовь, меняющая картину мира. И наконец, «нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте» — еще одна история, которая проходит через все времена: вызов традиции, вызов семье — и любовь тут как мотивация.
➤ Любил ли Отелло девушку? Почему мавр совершил преступление? В психологии различают три формы переживания. Аффект, эмоция и чувство: чем они отличаются? Из ворот вдруг на вас выскочила машина, но вы успели сделать шаг в сторону, идете дальше, а потом вас «пробивает»: появляется озноб и так далее. Аффект — не вы контролируете себя, а он имеет власть над вами. Эмоция — другое дело. Она видит смысл ситуации, смысл мотивов, помогает предвосхищать события. Как писал Стендаль, нужно озеро эмоций, чтобы выпал кристалл любви. Любовь — это чувство, к которому приводят эмоции. Мавр любит Дездемону, но его охватил аффект. Отсюда — проблема многозначности чувств: можно любить, но убить.
➤ Трагедия, идущая через «Тихий Дон»: для Аксиньи, которую в фильме играет Элина Быстрицкая, любовь — это сила, полностью меняющая мир. Когда она видит Григория, солнце начинает светить по-другому.
➤ Мастер и Маргарита. Любимый — всегда неповторим, он всегда «тот самый мастер». Феномен любви с первого взгляда существует, это и есть тот самый «ожог смысла».
➤ «Эйнштейн и Маргарита» — новая постановка по пьесе Гельмана. Вы узнаете не гения, создателя теории относительности, а беспредельного донжуана. Вот он встречает Маргариту Конёнкову — и ради того, чтобы только обнять ее готов на всё, даже сотрудничать с КГБ, сотрудником которого и была Маргарита. Возникает феномен идеализации любимого человека, когда любовь выступает как общая система кровообращения. Когда вы влюбляетесь в человека, вы не просто влюбляетесь в кого-то: в творчестве любви нет субъекта и объекта. Когда вы влюбляетесь, вы ТВОРИТЕ другого человека. Он становится самым-самым, вы делаете его другим. Любовь — всегда конструирование другого человека. И когда происходит отравление, бывает, что возникает и злость: человек оказывается не таким, как мы его себе представляли в любви. И ты становишься сам на себя не похож.
➤
Любовь — всегда чудо. Невозможное возможно. Когда каждый день, когда любовь не убил быт, ты смотришь на своего человека и говоришь: я не верю, что это ты... Как писал Галич,
Как мне странно, что ты жена,
Как мне странно, что ты жива!
А я-то думал, что просто
Ты мной воображена...Другой — это всегда ценность. И без значимого Другого вас не существует. Судьба Дон Жуана всегда трагична. Любовь — это нахождение себя в Другом, а Дон Жуан не находит себя в другом, он одинок.
➤ «Мир секса — часть бескрайней Вселенной, называемой Человек», — писал Лев Щеглов. Секс — маркер свободы выбора в цивилизации. Там, где он блокируется, начинается «охота на ведьм». Психологи выделяют три вида оргазма: биологический (чисто физиологический), психологический (когда есть совместимость, понимание) и экзистенциальный (когда весь мир трансформируется от любви).
➤ Как только мы говорим о любви, нельзя быть серьезными. Но и без любви ты становишься бессильным. Игорь Губерман:
Мы столько по жизни мотались,
что вспомнишь — и каплет слеза;
из органов секса остались
у нас уже только глаза.➤ Вы знаете статую Джульетты в Вероне. Говорят, к ней всегда стоит огромная очередь, но зачем? Есть поверье, что если положить ей руку на грудь, то станешь счастливее. Но ведь она же бронзовая!
Это какой же в мире дефицит любви, что очереди стоят только для того, чтобы подержать Джульетту за грудь. Эта статуя — символ всеобщей нехватки любви.Посмотреть запись лекции «Еще раз про любовь» и другие выступления психолога Александра Асмолова можно в видеоархиве «Прямой речи».www.pryamaya.ru
На развитие сайта