Владимир ОдоевскийДети были лучшими моими учителями - дети показали мне всю скудость моей науки. Стоило поговорить с ними несколько дней сряду - вызвать их вопросы, чтобы увериться, как часто мы вовсе не знаем того, чему, как нам кажется, мы выучились превосходно. … для свежего, не испорченного никакою схоластикою детского ума нет отдельно ни физики, ни химии, ни астрономии, ни грамматики, ни истории и пр. и пр.
Владимир Одоевский, писатель, музыковед, мыслитель
Спасибо
Борису Бим-Баду - за находку. «Находка» - слово ключевое. Потому что, когда читал 40 лет назад искал совсем другое или вовсе не искал. Нужно регулярно проделывать смысловую ревизию классики, «перевчитываться». А юноша и вчитываться еще не умеет. В 1978 г., когда мне, школьнику, в руки попал томик «Русских ночей», недавно изданный в чудесной питерской серии «Литературные памятники», я был по-юношески восхищен Одоевским «в целом». Это нормально - целое схватывается и захватывает раньше частей. Но в целом, способном «захватить», нет заменимых деталей, на чем целое и держится, в чем и состоит его «секрет». Вот они-то и дозревают вместе с читателем, хотя автор сознательно не вкладывал в каждую из них какую-то особую «генетическую программу».
Открыл Одоевского... Ни черта ты не открыл. А если открыл - только книжку первый раз. А вот мой учитель В.В.Давыдов - «открыл»! Как-то летом в начале 80-х мы сидели у нас, тогда еще на любимой Преображенке, втроем с отцом, в его кабинете. И вдруг Василий Васильевич неожиданно восклицает: «Ребята, я тут на даче открыл Есенина!». Что-то из неизданного? Нет, выясняется, что речь идет из стихах практически из школьной программы. А у Давыдова горят глаза! Гениальный ученый, академик, человек высокой литературной культуры и безупречного литературного вкуса - открыл «школьного» Есенина? Потому и гениальный...
А Одоевский? О том, что патриархальное российское болото 19 века начинено минами противостояния «отцов и детей», мы знали еще в школе. Об этом - так или иначе, вся русская классика. И самобытный мир детства воссоздан в ней превосходно. Но, как правило, это «превосходное превосходящих». Даже - и в первую очередь! - у романтиков, к которым принадлежал Одоевский. Только для Одоевского -
дети соучастники строительства разумного взрослого самосознания, творцы культуры, которая в этом строительстве наполняется смыслом. Тем, что ее и делает культурой, а не просто «цивилизацией», сотканной из больших и малых значений. А вот больших и малых смыслов не бывает. Как не бывает большой и малой культуры. Тем более - «высокой» и «низкой».
Еще не родился Корчак со своим «подняться до ребенка» (хотя даже у Корчака мотивировка «чтобы не обидеть» - от «превосходящего»). Еще не написана великая книга Имре Лакатоса «Доказательство и опровержения» (ее, к слову, очень любил В.В.Давыдов), где воображаемые дети с воображаемым учителем производят «смысловую ревизию» математических понятий, и, в итоге, им предстает их скрытая логическая изнанка. Еще не создала свою трехчленную типологию культур Маргарит Мид, среди которых она выделила: (1) постфигуративную (младшие учатся у старших), (2) конфигуративную (младшие, включая взрослых, учатся не только у старших, но и у сверстников) и (3) префигуративную (младшие и старшие учатся друг у друга).
Кстати, по Мид, русская культура времен Одоевского – типичный образец постфигуративной культуры с элементами конфигуративности. Так оно и есть. Но уже есть Одоевский… Вот и думайте! О превратностях исторического развития, разгадку которых надо искать в личности, столь же «историчной», сколь и сама история. О том, что история заранее не расписана «по ролям» для личностей. О том, что историческую пьесу играют только первым составом – замен не бывает…
Комментарий получился несоизмеримо пространнее цитаты. Но это и объяснят, почему я так признателен акад. Борису Бим-Баду.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта