Торжественное открытие 2 декабря 2015 года первого в России Ресурсного центра поддержки слепоглухих - огромное событие, значение которого невозможно переоценить.
Когда осенью 1963 года открылся Загорский детский дом для слепоглухих, сразу стало ясно, что это лишь начало решения жуткого клубка проблем слепоглухих - прежде всего детей, но затем неизбежно и взрослых, - дети ведь вырастают, и куда их?
В 1960-е годы было выявлено всего три - четыре сотни слепоглухих, и можно было надеяться собрать их в одоом специальном комплексном учреждении, которое мы привыкли называть «Комплексом». Практически сразу же начали добиваться строительства Комплекса. Рассказывая нам, слепоглухим студентам, о ходе этих хлопот, Эвальд Васильевич Ильенков не скрывал от нас и свои споры с Солдатенковым (заместителем министра соцобеспечения РСФСР), которому Ильенков на одном из заседаний бросил в лицо: «Слепоглухие имеют право жить не хуже, чем ты, Солдатенков, живёшь!»
1 сентября 1990 года открылась первая - детская - очередь Комплеса, и, несмотря на перманентный кризис девяностых и нулевых годов, строительство продолжалось. Не только построили общежитие для взрослых воспитанников, но даже храм.
Комплекс построили, но оказалось, что всех слепоглухих в одном месте вряд ли возможно собрать. И вряд ли целесообразно. И детский дом остаётся детским домом, то есть детским учреждением, - удерживать в нём взрослых воспитанников до бесконечности невозможно. Проблема взрослой перспективы для слепоглухих продолжала обостряться.
При Советской власти эта перспектива была связана прежде всего с трудоустройством на предприятиях обществ слепых и глухих. Это было массовое решение. А индивидуально - у кого как получится... В девяностые годы эти предприятия попали в тяжёлое положение вместе со всей остальной промышленностью страны. Среди инвалидов, как и среди здоровых, возникла массовая безработица. Мы пришли к тому, что масса слепоглухих выпускников детдома оказалась обречена на прозябание, - то ли в семье, то ли в доме престарелых.
Потому что, с раннего детства воспитываемые в единственном в стране учреждении для слепоглухих детей, они оказывались более/менее оторваны от семей, и по возвращении туда взрослыми, с ними по-прежнему не знали, что делать - как не знали, что делать с маленькими.
И современная стратегия помощи слепоглухим теперь связана с организацией системы ресурсных центров. Открытие первого в россии такого центра мы и отмечаем.
Благодаря такому центру появилась возможность оставлять и воспитывать детей в семье под наблюдением специалистов, а также при поддержке таких общественных организаций, как содружество семей слепоглухих. Таким образом, взрослое будущее определяется индивидуально, исходя из того, в чём удаётся поддержать каждого - в соответствии с индивидуальной траекторией реабилитации. Слепоглухие, ослепшие и оглохшие в зрелом, а то и вовсе пожилом, возрасте, никогда поэтому в специальном детдоме не учившиеся, - получили наконец-то шанс как-то приспособиться к слепоглухоте с помощью специалистов центра, овладеть какой-то посильной, достойно оплачиваемой профессией, компьютерами с брайлевскими дисплеями...
Произошло величайшее событие: вне детдома слепоглухой больше не предоставлен сам себе. Ему есть куда стучаться со своими проблемами. Это - самая настоящая революция. В том числе по стремительности событий: Благотворительному Фонду поддержки слепоглухих «Со-единение» нет ещё и двух лет, а уже столько всего сделано, и едва ли не главное из сделанного - Ресурсный Центр и Сообщество семей слепоглухих. Есть кому, есть где поддержать наше настоящее. Есть кому, есть где поддержать нас в нашем стремлении к достойному будущему. Не беспочвенные надежды, а реальные растущие возможности, ибо есть уверенность в том, что этот ресурсный центр - первый, но не единственный в России.
Появятся такие центры в регионах, и мы наконец-то сможем достойно жить, а не беспомощно сетовать на то, что никому не нужны.
Спасибо, спасибо, спасибо - всем, благодаря кому это стало возможно!
30 ноября 2015
Президент
Сообщества семей слепоглухих
А.В.СуворовАлександр Васильевич Суворов – доктор психологических наук, ученик/воспитанник Александра Ивановича Мещерякова и Эвальда Васильевича Ильенкова. Человек, чьим каждодневным способом жизни является то, что принято называть «ростом» - духовным, личностным… В силу недоступности многого из того, чем живут миллионы, миллиарды других людей. И, конечно, в силу таланта. Талант в данном случае приходится прилагать, в том числе, к решению бытовых проблем, заменяя им государство с его весьма «ограниченными возможностями».
Официальный сайт Александра Суворова
На развитие сайта