Александр Суворов. В конце 1994 года доктор психологических наук, профессор Вилен Эммануилович Чудновский попросил переписать для меня по Брайлю одну из своих первых статей по психологии смысла жизни. Я откликнулся комментариями едва ли не в том же объёме, что и статья Чудновского. Академик Алексей Александрович Бодалёв ознакомился с нашей перепиской, и предложил организовать по этой тематике симпозиум. Он состоялся в конце марта 1995. Так это началось.
Мой первый доклад и статья были на тему «Смысл жизни и воля к жизни». Потом было ещё много докладов и статей, из которых можно составить отдельный сборник.
Смысл жизни и талант, смысл жизни, Акме и счастье, смысл жизни и человечность... Жизнь и прозябание... Нет смысла жизни - нет и человеческой жизни как таковой, только бессмысленное существование, прозябание...
О чём я не написал впрямую, а пытался, подразумевал во всех своих работах этого цикла? Пожалуй, ключевая тема, к которой я пытался подобраться - смысл жизни и мотивация.
Собственно, смысл жизни и есть - главный, решающий, стержневой, фундаментальный мотив человеческой жизни. Движущая сила нашей человеческой жизнедеятельности, нашей деятельности в течение жизни. То, без чего не может быть целенаправленного движения, а есть какое-то барахтание, или безвольный «сплав» по течению - как повезёт, как получится...
Сначала была игра-фантазирование, содержание которой определялось впечатлениями от окружающего мира, от общения с другими людьми, от чтения, от учёбы... В игре-фантазировании сформировалась потребность в творчестве - литературном, потом научном, психолого-педагогическом... Сформировалась творческая одержимость.
Это и стало изначальным смыслом моей жизни. Тем, что заставило жизнь планировать. Постоянно определять и корректировать ближайшую и отдалённую перспективу. Словом, сознательно относиться к своей жизни, постоянно осмысливать/переосмысливать её.
И соотносить с конечной перспективой - смертью. Ибо прав С.Л.Рубинштейн: «Жизнь есть срочное обязательство, срок истечения которого неизвестен». («Человек и Мир», цитирую наизусть.)
И к этому неизвестному сроку надо успеть как можно больше. И ловить шансы. Не упираться лбом в собственные планы, отмахиваясь от остального как лишнего, или несбыточного, или непосильного.
Только что защитил кандидатскую диссертацию. Алексей Александрович Бодалёв предлагает тут же, не расслабляясь, браться за докторскую. Взялся. Пятисотстраничная рукопись «Проблемы конкретной человечности» уже была написана. Вот и основа для докторской...
Пригласили в пионерский лагерь. Сначала испугался, потом поехал. Сначала один, потом со слепоглухими детьми. Так началась совместная педагогика. Не раз казалось: всё, отъездился. Здоровье всё больше подводит. Вот уже и колясочником стал... Но - звали, и опять ехал, подумаешь - в коляске...
Конечно же, не только и не столько готовность воспользоваться подвернувшимся шансом. Главное - любовь к детям. Любовь - основа, фундамент, ядро всякого возможного смысла жизни...
Может, и воля к жизни. Но не в смысле какого-то самопринуждения, самозаставления, вплоть до эмоционального надрыва, срыва в депрессию. Нет, я всегда был против такого, поистине волюнтаристского, понимания воли к жизни. Всё должно быть в охотку. Нельзя себя постоянно подгонять и загонять, превращать в загнанную клячу.
Отшучиваясь от восхищения моей «волей», я подчёркивал, что тут скорее каприз. Хочу, не могу иначе. Вот уж действительно - творческая одержимость.
И если в основе этого «каприза», этой одержимости - любовь, а не сплошное волюнтаристское «выполнение долга», то никакого «выгорания» быть не может. Тебя хватит и на тридцать, и на сорок лет. На всю жизнь.
Смысл жизни - это основа активного отношения к себе самому. Это то, что делает меня субъектом моей жизни, а не объектом «обстоятельств». Тогда не возникнет смешного вопроса, «как стать собой», «как найти себя». Просто не надо ждать, что кто-то разжуёт за тебя и в рот положит...
Смысл жизни - это то, что исключает потребительское, пассивное отношение к жизни. Ленивое: «Не по нашим возможностям». Не загадывай заранее. Попробуй проверить свои возможности. Не топчись на берегу. Бросайся в воду и плыви.
И тогда на вопрос, счастлив ли, сможешь уверенно ответить: да. Несмотря на инвалидность, вопреки ей. Да - потому что и сам карабкался, и тебе помогали карабкаться на вершину жизненного пути, помогали достигать Акме. Не в одиночку, разумеется. Но постоянно помня, что помочь можно и хочется только тому, кто и сам себе помогает...
Это трудное счастье, что говорить. Но, бесспорно, счастье.
31 марта 2020Александр Васильевич Суворов – доктор психологических наук, ученик/воспитанник Александра Ивановича Мещерякова и Эвальда Васильевича Ильенкова. Человек, чьим каждодневным способом жизни является то, что принято называть «ростом» - духовным, личностным… В силу недоступности многого из того, чем живут миллионы, миллиарды других людей. И, конечно, в силу таланта. Талант в данном случае приходится прилагать, в том числе, к решению бытовых проблем, заменяя им государство с его весьма «ограниченными возможностями».
Fb Александра СувороваОпубликовано в материалах 25-го юбилейного симпозиума по смыслу жизни, который прошёл он-лайн в ПИ РАО 15 апреля 2020
На развитие сайта