Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Колонка Ольги Меркуловой. Полет мысли вне урока или немного о воображении в младшем школьном возрасте

  • Закладки: 
  • Просмотров: 2 154
  •  
    • 0
Схема скворечника с центральным отоплением, освещением и прочими чудесами
Схема скворечника с центральным отоплением, освещением и прочими чудесами

Сегодняшняя заметка – что-то вроде case study по теме курса, проанонсированного на этот семестр Владимиром Товиевичем

Мой сын, наблюдениями за которым периодически становятся подовом пографоманстовавать, учится сейчас во втором классе. Учится хорошо и даже почти отлично. Хотя за полтора года учебы уже успел во многом потерять к ней интерес. По его же словам на уроках он чаще всего «киснет». Сделав быстрее большинства задания на уроке, начинает складывать оригами. Учительнице это не нравится, и она предложила недавно давать ему с собой какие-нибудь дополнительные задачки – например, готовиться к очередной олимпиаде. Ребенок от этого предложения взвыл…

Про том, что школа по всяким-разным рейтингам, показателям ЕГЭ, олимпиад и т.п. – одна из лучших в городе, ориентирована она все-таки на традиционное образование. Хотя и «модернизированное», но не слишком восприимчивое к идеям развивающего обучения (которые близки мне). И то «закисание» ребенка на уроках, и снижение интереса к учебе – для меня, увы, не являются чем-то сильно неожиданным. Хотя, в целом, конечно, все не так плохо, и эти самые тревожные для меня «звоночки» пока не отзываются значительно ни на отношении к школе, ни на успешности в учебе.

И вот в этой ситуации, когда происходящее на уроке не вызывает живого интереса, «бегство» в мир фантазии в какой-то мере спасительно для ребенка, потому что дает не только «пищу для ума», но и пространство для его применения – а, значит, и дальнейшего развития. Конечно, не все так просто, и эта возможность не возникает сама по себе, а является результатом долгой предыстории… Но сначала несколько историй, а потом – попытка найти поискать их предыстории.

По дороге домой из школы (когда мой рабочий график позволяет мне забирать сына самой) я обычно сначала пробую поинтересоваться, что там было интересного. А, получив отрицательный ответ, начинаю выслушивать, что интересного было в параллельной с уроками реальности.

С неделю назад я слушала принципиальные идеи создания костюма русалки... У одноклассницы Ярослава обнаружилась заветная мечта: стать русалкой (явно по мотивам какого-то мультфильма). Но так как найти в Интернете способов осуществить мечту не удалось, она обратилась к моему отпрыску с просьбой хотя бы костюм русалки придумать. Чем он и занялся.

Просто русалочий хвост - это очевидное. Но еще нужно владеть супер-способностями прототипа: замораживать и кипятить воду. Тут уже подключилась техническая мысль: придется сделать еще кипятильники и морозильники на руки, а к ним аккумулятор. Для погружения, всплытия и дыхания: баллон со сжатым воздухом и баллон для погружения, заполняемый водой (забыла, как называется). Это все придется упрятывать в хвост. Для подзарядки аккумулятора и дозаправки воздухом придется подводную станцию делать... Еще нужно обеспечить при высыхании превращение в ноги - тут уже мысль пошла работать в сторону подбора подходящего материала...

По ходу этого обсуждения выяснилось, что еще у одного одноклассника заветная мечта проще - чтобы разрешали по 3 часа играть в компьютерные игры. У самого Ярослава по состоянию на тот день в качестве заветной мечты числится изобретение вечного двигателя…
Одноклассница, которая мечтает о русалочьем будущем, как-то изобретением не заинтересовалась. Но ребенок сказал: «Ничего, мне самому пригодится».

После этого была серия изобретений костюмов для супер-героев из сериала «Человек-паук и его необыкновенные друзья». Кроме тех персонажей, которые есть в мультфильме, особенно тщательно разрабатывался костюм для нового супер-героя собственного изобретения – Мистера Пожарного. Насколько я поняла, конструкция похожа на огнетушитель, но при этом обдумыванию подлежали разные детали – что баллоны надо сделать из титана, потому что это самый прочный металл, а смесь для пожаротушения нужно закачивать под очень большим давлением, и что еще должны быть шланги с раструбами, которые проходят под одеждой и заканчиваются возле ладоней, и краны на этих раструбах, чтобы можно было быстро начать использовать…

Самое свежее изобретение – многоэтажный скворечник. По дороге успели обсудить – внутреннее устройство (несколько этаже, отсеки для отдельных гнезд, пространство полетать внутри), крепление (на прочных канатах между двух деревьях), громоотводы (чтобы пожара не было от молнии), устройство дверцы (на электромагнитах, которые включаются из дома «управляющего»), кормушки и поилки, а еще – систему обогрева (котел, который работает от кипятильника с системой трубок в качестве радиаторов)… У меня вызвала большие сомнения идея запереть там скворцов на зиму, чтобы не улетали. Ребенок сжалился над перелетными скворцами и согласился использовать конструкцию для воробьев или голубей.

А вот сейчас, когда я пишу эти строчки, он что-то шьет – для кузенов, которым мы еще не успели передать подарки на 23 февраля, и Ярослав что-то придумал… Пока не знаю что – как «девочке» мне этого не понять, поэтому замысел не раскрывается. Было доверено только подобрать материалы – зеленую ткань и набивку. А еще зачем-то принесен пакет с проводочками и прочими запчастями из собственных запасов… От компьютера пришлось оторваться, как только идея была воплощена. Оказалось, что это хвост супер-злодея Скорпиона – через него пропущен провод, который нужно подключить к батарейке, тогда им можно будет стреляться током.

В комментариях к моему рассказу в Фейсбуке о конструировании русалочьего хвоста одна коллега и замечательная мама замечательного сына помладше моего спросила о том, «откуда у Ярослава такое глобальное видение ситуации, учет такого большого количества факторов?».

Немного разверну и дополню ответы, которые я дала в обсуждении. Конечно, книги. Причем, разные. В ходу у нас и детская классика (Винни-Пух, Карлсон, рассказы В. Драгунского и Н. Носова и т.п.), и энциклопедии, и книги про природу, и еще много чего. Например, прошлой осенью в "Кентавре" в РГГУ (когда еду на конференции, ему обязательно привожу книжку) покупала книгу изобретателя Нурбея Владимировича Гулиа «Удивительная механика». Сын ее от корки до корки исчитал, и в этом году опять с собой в школу носит - а вдруг скучно станет, на перемене почитать захочется... Хотя, не могу сказать, что за чтением Ярослав проводит очень много времени. Но как-то это бывает по-разному – иногда больше, иногда меньше.

Если говорить именно о том вопросе, которые задала коллега, то влияет, очевидно, и «вредность» мамы - стоит ребенку что-нибудь придумать, начинает вопросы разные каверзные задавать. Еще, наверное, повлияло то, что есть опыт "самоделкинства". И какого-то не очень полезного - гвозди позаколачивать, что-нибудь попилить (на такие вещи меня не хватает, я не поддерживаю особо, а вот свекровь, которая немало времени с Ярославом проводит, такие занятия поддерживает)... Те же костюмы карнавальные никогда не покупали - что-то другая бабушка (моя мама) шила, что-то я доделывала, вместе с ним придумывали. Да и другие разные поделки и со мной делали, и с мамой...

Не могу сказать, что конструкторы – это любимый вид игрушек сына, но некоторое количество их различных типов и устройств в доме имеется. В том числе, электроконструктор, магнитный, «Тайкон», ну и обычные с детальками, болтиками и гаечками. Каждый из них в какое-то время ненадолго занимал внимание Ярослава, видимо, давая что-то для развития, а потом надолго выпадал из поля внимания и интереса. И это тоже, конечно, важный фактор.

Если говорить именно о том, что изменилось в развитии воображения с дошкольного детства, то, наверное, главное все-таки возрастание реализма. Примерно между 4 и 6 годами было много фантазий на тему воображаемого друга-робота и страны роботов. В конце детского сада – о том, какие реформы нужно провести, чтобы дети взрослели, но продолжали ходить в тот же свой садик (конечно, это мое обобщение темы фантазий, которые я выслушивала и обсуждала с сыном).

Проекты обустройства бабушкиной дачи тоже становятся более реалистичными. Так же года два назад были грандиозные планы устройства на даче подземелья – да не просто землянки какой-нибудь, а чуть ли не подземного дворца. Недавно Ярослав заставил меня найти на YouTobe ролик о том, как построить землянку – и даже в отношении этого замысла признал, что вряд ли на даче такое построить получится, да и незачем – домик там как раз новый. Но какой-нибудь шалаш на участке и «холобуда» в дачном домике планируются.

вдвоем с сыном
А это мы перед концертом Венского филармонического оркестра
(пожалуй, самая приличная фотография вдвоем с сыном за последнее время :)


Ольга Меркулова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования и развития Волгоградского государственного социально-педагогический университета




На развитие сайта

  • Опубликовал: opm
Читайте другие статьи:
Колонка Ольги Меркуловой. Пространство для мечты...
29-08-2013
Колонка Ольги Меркуловой. Пространство для

Нужна кровь для студентки-психолога Кати Комаровой!
13-08-2013
Нужна кровь для студентки-психолога Кати

Если ребенок свистит на уроке... (о разделении педагогической ответственности)
13-12-2005
Если ребенок свистит на уроке... (о разделении

  • Календарь
  • Архив
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Октябрь 2024 (35)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (36)
Июль 2024 (23)
Июнь 2024 (42)
Май 2024 (41)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх