Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » » Колонка Ольги Меркуловой. Чашки со смыслами

Колонка Ольги Меркуловой. Чашки со смыслами

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 972
  •  
    • 0
Эта заметка - несколько расширенная версия моих комментариев-размышлений «по мотивам» одной из недавних мини-лекций Владимира Товиевича – о том, кто кого воспитывает.

Пример с новой инерционной машинкой и старым, «нагруженным смыслом» колесиком, безусловно, очень показателен. Такие «колесики», за которыми тянутся шлейфы смыслов, возникших из предыдущего опыта и непосредственно-эмоционального общения, и других ведущих и не ведущих деятельностей, встречаются на каждом шагу. И не только в ранних детских возрастах.

Очевидно и то, что и других ситуациях обучающие действия взрослого сталкиваются с воспитательными интенциями ребенка, который может, например, попытаться внести смысл в познавательную ситуацию не только из прошлого эмоционального опыта, но и из каких-то своих актуальных в данный момент познавательных потребностей.

Приведу тоже пример – из собственного родительского опыта. У меня есть набор чашек с блюдцами - каждая пара одного цвета, и плюс все это на подставке с крючочками.



Начитавшись рекомендаций о том, как можно развивать цветовые представления, я пыталась было заинтересовать ребенка игрой в составление пар по цвету... А ему вся эта чайная конструкция была нужна для другого - снимать чашки с крючков и вешать обратно. Причем, занятие это не было в тот момент пустой забавой, потому что очень хорошо подходило для развития точности движений. Какое-то время спустя появилась новая тема - просто расставлять по парам "чашка-блюдце", но не по цвету... Были еще какие-то вариации - набор долго оставался популярным, но способ игры менялся. В какой-то момент дошла очередь и до расстановки по цветам, и до их называния. А потом и до сервировки стола тоже. Но навязать "дидактическую задачу" мне не удавалось - отчасти, потому что ребенок у меня сопротивляется любому навязыванию с самого рождения, отчасти - потому что я сильно и не настаивала, пытаясь поддерживать его интересы.

И еще про смыслы свежий пример уже из "другой оперы" - школьной, не особо оригинальный, но показательный. Писать (от руки) "дитя прогресса" не любит, за "каляки-маляки" едва читабельных букв, да еще и с исправлениями, регулярно получает минусы и четвёрки, а мама - выговаривание от учительницы. И даже несколько строчек, которые надо написать в домашнем задании, часто вызывают бурю протеста... Но зато это же дитя любит украшать по своему усмотрению пространство дома. И не так давно решил сделать стенгазету про весну - взял учебник, листок А4, красную ручку, и старательно и аккуратно, да еще и достаточно разборчиво исписал весь этот листок. Совершенно точно, что если бы столько стихов задали переписать в качестве домашнего задания, одних возмущений было бы не меньше, чем на полчаса... А когда сам придумал - не меньше того же получаса старательно и довольно занимался переписыванием. А несколько дней спустя бодренько сообщил, что всем какое-то из выбранных им стихотворений только задали учить, а он уже рассказал наизусть – пока переписывал, между делом, еще и запомнил.



И еще, мне кажется, что эта тема очень сильно перекликается с заметкой о реформе финского образования и ее обсуждением - ведь проблема вопросов «Зачем мне это знать?» и «Для чего я это учу?» как раз и возникает тогда, когда обучение оказывается не очень осмысленным.





  • Опубликовал: opm
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Октябрь 2018 (16)
Сентябрь 2018 (41)
Август 2018 (55)
Июль 2018 (50)
Июнь 2018 (41)
Май 2018 (31)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх