Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

 
» » » Колонка Ольги Меркуловой. Чашки со смыслами

Колонка Ольги Меркуловой. Чашки со смыслами

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 822
  • печатать
  •  
    • 0
Эта заметка - несколько расширенная версия моих <!--dle_leech_begin-->[url=https://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cHM6Ly93d3cuZmFjZWJvb2suY29tL3Z0a3VkL3Bvc3RzLzg3NjgyMjUzOTAyNzA1OQ%3D%3D]комментариев[/url]<!--dle_leech_end-->-размышлений «по мотивам» одной из недавних мини-лекций Владимира Товиевича – о том, кто кого воспитывает.

Пример с новой инерционной машинкой и старым, «нагруженным смыслом» колесиком, безусловно, очень показателен. Такие «колесики», за которыми тянутся шлейфы смыслов, возникших из предыдущего опыта и непосредственно-эмоционального общения, и других ведущих и не ведущих деятельностей, встречаются на каждом шагу. И не только в ранних детских возрастах.

Очевидно и то, что и других ситуациях обучающие действия взрослого сталкиваются с воспитательными интенциями ребенка, который может, например, попытаться внести смысл в познавательную ситуацию не только из прошлого эмоционального опыта, но и из каких-то своих актуальных в данный момент познавательных потребностей.

Приведу тоже пример – из собственного родительского опыта. У меня есть набор чашек с блюдцами - каждая пара одного цвета, и плюс все это на подставке с крючочками.



Начитавшись рекомендаций о том, как можно развивать цветовые представления, я пыталась было заинтересовать ребенка игрой в составление пар по цвету... А ему вся эта чайная конструкция была нужна для другого - снимать чашки с крючков и вешать обратно. Причем, занятие это не было в тот момент пустой забавой, потому что очень хорошо подходило для развития точности движений. Какое-то время спустя появилась новая тема - просто расставлять по парам "чашка-блюдце", но не по цвету... Были еще какие-то вариации - набор долго оставался популярным, но способ игры менялся. В какой-то момент дошла очередь и до расстановки по цветам, и до их называния. А потом и до сервировки стола тоже. Но навязать "дидактическую задачу" мне не удавалось - отчасти, потому что ребенок у меня сопротивляется любому навязыванию с самого рождения, отчасти - потому что я сильно и не настаивала, пытаясь поддерживать его интересы.

И еще про смыслы свежий пример уже из "другой оперы" - школьной, не особо оригинальный, но показательный. Писать (от руки) "дитя прогресса" не любит, за "каляки-маляки" едва читабельных букв, да еще и с исправлениями, регулярно получает минусы и четвёрки, а мама - выговаривание от учительницы. И даже несколько строчек, которые надо написать в домашнем задании, часто вызывают бурю протеста... Но зато это же дитя любит украшать по своему усмотрению пространство дома. И не так давно решил сделать стенгазету про весну - взял учебник, листок А4, красную ручку, и старательно и аккуратно, да еще и достаточно разборчиво исписал весь этот листок. Совершенно точно, что если бы столько стихов задали переписать в качестве домашнего задания, одних возмущений было бы не меньше, чем на полчаса... А когда сам придумал - не меньше того же получаса старательно и довольно занимался переписыванием. А несколько дней спустя бодренько сообщил, что всем какое-то из выбранных им стихотворений только задали учить, а он уже рассказал наизусть – пока переписывал, между делом, еще и запомнил.



И еще, мне кажется, что эта тема очень сильно перекликается с заметкой о реформе финского образования и ее <!--dle_leech_begin-->[url=https://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cHM6Ly93d3cuZmFjZWJvb2suY29tL3Z0a3VkL3Bvc3RzLzg4MzA5NTA5NTA2NjQ3MA%3D%3D]обсуждением[/url]<!--dle_leech_end--> - ведь проблема вопросов «Зачем мне это знать?» и «Для чего я это учу?» как раз и возникает тогда, когда обучение оказывается не очень осмысленным.



Ольга Меркулова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования и развития Волгоградского государственного социально-педагогический университета

<!--dle_leech_begin-->[url=https://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cHM6Ly9zaXRlcy5nb29nbGUuY29tL3NpdGUvb3BtZXJrdWxvdmEv]Сайт Ольги Меркуловой[/url]<!--dle_leech_end-->


  • Опубликовал: opm
Читайте другие статьи:
Колонка Ольги Меркуловой. Полет мысли вне урока или немного о воображении в младшем школьном возрасте
06-03-2015
Колонка Ольги

Сегодняшняя заметка – что-то вроде case study по
Колонка Ольги Меркуловой. ДСВ(К)
14-02-2015
Колонка Ольги

У всех влюбленных есть сегодня повод для
Колонка Ольги Меркуловой. Студенческий плагиат
18-01-2015
Колонка Ольги

В последнее время было несколько поводов для
Колонка Ольги Меркуловой. Пространство для мечты...
29-08-2013
Колонка Ольги

Колонка Ольги Меркуловой. Педагог-психолог должен уметь все!
18-05-2013
Колонка Ольги

На днях мой отпрыск решил снимать кино - про
Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Октябрь 2017 (41)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Июнь 2017 (60)
Май 2017 (45)
У нас
  • Популярное
  • Мимо главной
Облако тегов
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх