Эта заметка - несколько расширенная версия моих комментариев-размышлений «по мотивам» одной из недавних мини-лекций Владимира Товиевича –
о том, кто кого воспитывает.
Пример с новой инерционной машинкой и старым, «нагруженным смыслом» колесиком, безусловно, очень показателен. Такие «колесики», за которыми тянутся шлейфы смыслов, возникших из предыдущего опыта и непосредственно-эмоционального общения, и других ведущих и не ведущих деятельностей, встречаются на каждом шагу. И не только в ранних детских возрастах.
Очевидно и то, что и других ситуациях обучающие действия взрослого сталкиваются с воспитательными интенциями ребенка, который может, например, попытаться внести смысл в познавательную ситуацию не только из прошлого эмоционального опыта, но и из каких-то своих актуальных в данный момент познавательных потребностей.
Приведу тоже пример – из собственного родительского опыта. У меня есть набор чашек с блюдцами - каждая пара одного цвета, и плюс все это на подставке с крючочками.
Начитавшись рекомендаций о том, как можно развивать цветовые представления, я пыталась было заинтересовать ребенка игрой в составление пар по цвету... А ему вся эта чайная конструкция была нужна для другого - снимать чашки с крючков и вешать обратно. Причем, занятие это не было в тот момент пустой забавой, потому что очень хорошо подходило для развития точности движений. Какое-то время спустя появилась новая тема - просто расставлять по парам "чашка-блюдце", но не по цвету... Были еще какие-то вариации - набор долго оставался популярным, но способ игры менялся. В какой-то момент дошла очередь и до расстановки по цветам, и до их называния. А потом и до сервировки стола тоже. Но навязать "дидактическую задачу" мне не удавалось - отчасти, потому что ребенок у меня сопротивляется любому навязыванию с самого рождения, отчасти - потому что я сильно и не настаивала, пытаясь поддерживать его интересы.
И еще про смыслы свежий пример уже из "другой оперы" - школьной, не особо оригинальный, но показательный. Писать (от руки) "дитя прогресса" не любит, за "каляки-маляки" едва читабельных букв, да еще и с исправлениями, регулярно получает минусы и четвёрки, а мама - выговаривание от учительницы. И даже несколько строчек, которые надо написать в домашнем задании, часто вызывают бурю протеста... Но зато это же дитя любит украшать по своему усмотрению пространство дома. И не так давно решил сделать стенгазету про весну - взял учебник, листок А4, красную ручку, и старательно и аккуратно, да еще и достаточно разборчиво исписал весь этот листок. Совершенно точно, что если бы столько стихов задали переписать в качестве домашнего задания, одних возмущений было бы не меньше, чем на полчаса... А когда сам придумал - не меньше того же получаса старательно и довольно занимался переписыванием. А несколько дней спустя бодренько сообщил, что всем какое-то из выбранных им стихотворений только задали учить, а он уже рассказал наизусть – пока переписывал, между делом, еще и запомнил.
И еще, мне кажется, что эта тема очень сильно перекликается с заметкой
о реформе финского образования и ее обсуждением - ведь проблема вопросов «Зачем мне это знать?» и «Для чего я это учу?» как раз и возникает тогда, когда обучение оказывается не очень осмысленным.
На развитие сайта